психологических особенностей врача. На формирование взаимоотношений влияют половые и
возрастные различия, уровень образования, социальный статус. Тем не менее, обобщая многообразие
видов описанного в литературе ролевого поведения врача и пациента, можно выделить три модели их
взаимоотношений: руководство, партнерство и контрактную модель.
Руководство. Основной, базовой моделью отношений «врач-больной» в медицине остается
руководство властная, авторитарная модель с жесткой структурой при ведущей роли врача. Врач
доминирует в этих взаимоотношениях, занимает активную лидерскую позицию, определяет стратегию и
тактику лечения; все решения по ключевым вопросам лечебно-диагностического процесса принимает
он сам и берет на себя всю полноту ответственности: как
юридическую, так и моральную и
психологическую. В случае модели руководства больной остается подчиненным, сравнительно
малоактивным, зависимым, пассивным объектом терапии. Сокращение психологической дистанции с
пациентом при этом недопустимо: приятельские, дружеские и, тем более, любовные и сексуальные
отношения между врачом и больным рассматриваются как нарушения профессиональной этики со
стороны врача. Модель руководства ведущая в клинике внутренних болезней, в акушерстве и
гинекологии, стоматологии, хирургии, травматологии.
Партнерство. Партнерская модель взаимоотношений «врач-больной» более демократична. Как
модель неавторитарного сотрудничества, терапевтического союза она предполагает активное участие
пациента в лечебном процессе. При этом предполагается определенная степень ответственности и
самостоятельности больного, его участие в принятии решений, определении стратегии и тактики
лечения. В основе взаимоотношений лежит эмпатический подход к пациенту. Сопереживание
определяет большую степень психологической близости, чем при модели руководства. Однако и здесь
личные отношения остаются нежелательными. Партнерская модель используется в медицине в ряде
особых ситуаций: при решении вопроса об операции, в особенности, при вероятности летального
исхода; в случае, когда в роли пациента оказывается врач или лицо с высоким социальным статусом.
Подобная модель взаимоотношений широко используется в психотерапии.
Контрактная модель. В условиях платной медицины сложилась контрактная (договорная)
модель взаимоотношений «врач-больной». Она позволяет структурировать и контролировать лечебный
процесс обоим его участникам. В рамках контрактной модели врач и пациент приступают к лечению на
основе соглашения (контракта) относительно общего понимании болезни, ее причин, особенностей
течения и прогноза, стратегии лечения. Это соглашение может быть определено уже при первой
встрече. Врач, с учетом потребностей и возможностей больного, а также задач терапии, прогнозирует с
определенной долей вероятности выраженность эмпатической коммуникации, определяет оптимальный
уровень власти в отношении пациента, меру его ответственности за ход и результаты лечения.
Юридическую ответственность за результаты лечения в любом случае несет врач, но психологическая
ответственность в определенной степени лежит на больном. Оплачивая медицинские услуги, пациент
получает право выбирать врача. Он полагает, что, заключая контракт, располагает гарантиями на
квалифицированную помощь и ее доступность (установленное совместно расписание посещений),
право на прерывание курса лечения и смену врача. Больной ожидает, что врач будет согласовывать с
ним важнейшие этапы лечения. Врач же предъявляет к пациенту требования сотрудничества в процессе
терапии, выполнения
соответствующих врачебных рекомендаций и правил, в частности, требования
следовать здоровому образу жизни.
Психологические требования к личности врача. Профессия врача предъявляет к личности
требования, связанные с эмоциональными перегрузками, частыми стрессовыми ситуациями, с
дефицитом времени, необходимостью принимать решения при ограниченном объеме информации, с
высокой частотой и интенсивностью межличностного взаимодействия. По роду профессиональной
деятельности врач сталкивается со страданием, болью, умиранием, смертью. Работа врача особый
вид деятельности, характеризующийся состоянием постоянной психологической готовности,
эмоциональной вовлеченности в проблемы окружающих, связанные с состоянием их здоровья,
практически в любых ситуациях, предполагающих межличностное взаимодействие. С психологической
точки зрения болезнь может рассматриваться как ситуация неопределенности и ожидания с дефицитом
информации и непрогнозируемым исходом одна из наиболее трудных психологических ситуаций в
жизни, частой эмоциональной реакцией на которую является страх. Эту ситуацию переживает больной,
в нее «входит» врач, который может уменьшить степень информационной неопределенности путем
тщательной диагностики, но контролировать в полной мере «человеческий фактор» он не может.
Существование в подобных условиях требует от специалиста медицинского учреждения высокой
эмоциональной устойчивости, стабильности, психологической надежности, умения противостоять
|