колоссальные беды и разрушения в российское село.
Начнем с конца: докладчик ругает рынок по Чубайсу и уповает на складывающуюся
рыночную экономику, то есть на рынок по Грефу, которого либеральная пресса назвала
Чубайс в квадрате. Рынок по Чубайсу был щадящим для села, он содержал в себе еще
очень много достижений социализма, которые пришел отменить Греф. Известно, сколько
наше село платило за электричество и газ до 2002 г. ровно десятую долю их реальной
рыночной цены. Кто же оплачивал разницу? Государство за счет всего общества. Это,
кстати, называется уравниловка, которой, по мнению М.И.Лапшина, не желают селяне.
А что такое бюджетная поддержка крестьян на всех уровнях власти? Это тоже
пережиток советской уравниловки, которую М.И.Лапшин призывает искоренить. И как
можно в условиях рынка требовать, чтобы государство административными средствами
(законодательно!) ввело паритетные отношения между городом и селом? Как себе это
представляет председатель АПР, если вся торговля и почти вся промышленность теперь
находятся в частных руках? Он и сам понимает, что предлагать это от рынка глупо.
Поэтому он уповает на полномочия Президента, правительства и другие способы. Иными
словами, просит в отношении сельского хозяйства отменить рынок и ввести
командно-административную систему.
Все эти требования вполне уместны в устах оппозиции. Но оппозиция указывает на
источник средств для поддержки села, хотя бы возвращение в казну доходов от природных
ресурсов России (нефти, газа и т.д.). Это М.И.Лапшин называет рецидивом баррикадного
сознания, он стоит за тот строй, при котором капиталы из России неизбежно утекают за
рубеж. Именно неизбежно, а не из-за аморальности олигархов. И все его рассуждения
поэтому иррациональны, некогерентны в них имеется внутреннее противоречие119.
Таким же врагом-призраком, как разруха у М.И.Лапшина, выглядит в программе
В.В.Путина бедность , с которой надо вести общенародную борьбу. Эта доктрина стала
выражением того расщепления сознания, каким отмечено мышление политической элиты.
Ведь бедность половины населения в нынешней РФ это не наследие прошлого. Она есть
следствие обеднения и буквально создана в ходе реформы. Известны социальные
механизмы, посредством которых она создавалась и политические решения, которые
запустили эти механизмы. В этом суть экономической реформы, и если эта суть не меняется,
то она непрерывно воспроизводит бедность. Поэтому борьба с бедностью несовместима с
неизменностью курса реформ.
Очевидно, что создать огромные состояния и целый слой богатых людей в условиях
глубокого спада производства можно только посредством изъятия у большинства населения
значительной доли получаемых им в прошлом благ, что и стало причиной обеднения. Это и
служит объективным основанием социального конфликта независимо от степени его
осознания участниками. Следовательно, борьба с бедностью предполагает неизбежное
изъятие значительной части богатства у разбогатевшего меньшинства. Есть ли признаки
готовности политической верхушки хотя бы к диалогу по этой проблеме? Нет, до сих пор
никаких признаков не возникло.
Механистический идеализм, вытеснивший реалистичное рациональное мышление,
представляет собой общую проблему. Сейчас, когда лево-патриотическая оппозиция
практически исключена из публичной политики, этот изъян в ее доктринах в глаза не
бросается, однако он далеко еще не преодолен. А в то время, когда оппозиция имела
достаточно мест в Госдуме для активных законотворческих инициатив, этот идеализм был
виден.
Расскажу о попытке разработки и принятия очень нужного закона О высшем совете по
нравственности на телевидении и радиовещании. Закон этот был в 1999 г. принят и
Госдумой, и Советом Федерации, но на него наложил вето Ельцин. Он сделал правильно
чтобы не усложнять ситуацию и не привлекать внимания к самой проблеме, которой касался
закон. Сам-то он был для режима Ельцина не страшен. Вот об этом речь ведь закон был
выработан в лоне оппозиции.
|