традиционное право
бесправие . А земельное право, которому следовал общинный
крестьянин, было трудовым. Не видя реальной структуры действующего в России права, и
власть, и либеральная оппозиция утратили возможность диалога с крестьянством (80%
населения).
Точно так же советская либеральная интеллигенция времен перестройки, уверовав в
нормы цивилизованного Запада, стала отрицать само существование в СССР многих сторон
жизни. Настолько эта мысль овладела интеллигентными умами, что на телевидении
элегантная дама жаловалась на то, что в Советском Союзе не было секса.
Таким образом, от незнания той реальности, в которой мы живем, наш политический
класс перешел к отрицанию самого существования реальности, которая не согласуется с
тем, что должно быть. У наших политиков это стало своеобразным методологическим
принципом. Этому есть масса красноречивых примеров из рассуждений самых видных
политических деятелей и близких к ним обществоведов.
Ясно, что нынешний кризис в России порожден противоречиями, не находящими
конструктивного разрешения. Но политики категорически отказываются от выявления и
обнародования главных противоречий. Они предпочитают видеть кризис не как результат
столкновения социальных интересов, а как следствие действий каких-то стихийных сил,
некомпетентности, ошибок или даже недобросовестности отдельных личностей в правящей
верхушке. При этом исчезает сама задача согласования интересов, поиска компромисса или
подавления каких-то участников конфликта политический класс устраняется от явного
выполнения своей основной функции, она переходит в разряд теневой деятельности. Для
прикрытия создается внесоциальный метафорический образ общего врага бедности,
разрухи и т.п.
Вот, например, какую концепцию отстаивает начиная с 2000 г. председатель Аграрной
партии России М.И. Лапшин: Рецидивы баррикадного сознания всем нам нужно скорее
преодолевать. У нас сегодня один общий противник: разруха и развал, и именно с ним
крестьянству и власти нужно сообща, засучив рукава, вместе бороться.
Противник разруха! Как будто это не социальное явление, а какое-нибудь стихийное
бедствие. Можно, конечно, не поминать классовой борьбы, но нельзя же политику не видеть,
что разруха создана действиями конкретных сил, она им нужна, позволила кое-кому
составить огромные состояния и поэтому вовсе не является общим противником. Отказ от
рационального подхода к анализу социальных явлений приводит к странной
сентиментальности.
Вот что мы слышим на Пленуме ЦК Аграрной партии России от ее председателя: Мы
партия, берущая свое начало в глухой деревеньке, в рубленой сельской избе, на
плодородной крестьянской ниве
Наши традиционные, вековые, консервативные по своей
природе крестьянские идеалы и принципы не совпадут с задачами пролетарской партии.
И эта слащавая байка в условиях разрухи. Какая там глухая деревенька, рубленая
изба, плодородная нива! Кто не знает, что начало АПР в Тимирязевской академии,
совхозе Гигант и сельскохозяйственном отделе обкома КПСС? Но это лирика, а главное
тезис о том, что крестьянам якобы не по пути с пролетариатом, вековые идеалы, мол,
разные. Что за вековые идеалы и принципы, какого они века? Куда занесло разумного
человека, окончившего нормальный советский вуз?
Уход от материализма, хотя бы он и был вульгарным, на уровне здравого смысла, сразу
сдвигает сознание во власть приятных иллюзий. То, что произошло с лидерами АПР, очень
показательно. В их программных заявлениях возник странный провал в представлениях о
том, что происходит в России, они просто витают в облаках. Вот теперь их программа:
Главная задача добиться создания достойных условий функционирования
агропромышленного комплекса в условиях складывающейся рыночной экономики,
обеспечить защиту внутреннего рынка от продовольственной экспансии, гарантировать
бюджетную поддержку крестьян на всех уровнях власти, законодательно ввести паритетные
отношения между городом и селом. Рынок по Чубайсу и Гайдару за десять лет принес
|