частью стихийными настроениями, частью все больше и больше приобретает вес армия, этот
сфинкс, еще более загадочный, чем русское крестьянство. И что же? Политическая система
царизма, не пытаясь понять этого сфинкса, своими руками шаг за шагом превращала армию
в могильщика монархической государственности. Потом этот же путь исходили до конца и
Керенский с Корниловым. Ведь вожди Белого движения так построили свою армию, что, по
выражению В.В.Шульгина, пришлось белой идее переползти через фронты гражданской
войны и укрыться в стане красных.
Какое то время советская государственность продержалась на творческой мысли
первого поколения революционеров, преодолевших Маркса, на опыте старых генералов и
бюрократов, на здравом смысле рабоче-крестьянской номенклатуры. Но уже в 60-е годы
наступила более или менее сытая и благополучная жизнь, сменилось поколение и
произошла, по выражению М.Вебера, институционализация харизмы -политическая
машина катилась сама собой, без революционного задора и творчества, но и без
тяжеловесной крестьянской логики. Андропов издал крик отчаяния: Мы не знаем общества,
в котором живем!
Вот с такой научной базой стали политики перестраивать советское общество, причем
методом слома и ампутации. При этом они пользовались западными учебниками и
чертежами, не располагая тем запасом неявного знания, который есть у западных
политиков и без которого эти учебники вообще не имеют смысла. Когда в конце 80-х годов
начали уничтожать советскую финансовую и плановую системы, не зная, что это такое,
дело нельзя было свести к проискам агентов влияния и теневых корыстных сил (хотя и
происки, и корысть имели место). Правительство подавало нашептанные консультантами
законопроекты, народные депутаты из лучших побуждений голосовали за них, а им
аплодировали делегаты съезда КПСС. Политики, размахивая скальпелем, производили со
страной убийственные операции то тут кольнут, то там разрежут. И все приговаривая: Эх,
не знаем мы общества, в котором живем, не учились мы анатомии. Вот и катимся мы
сегодня в инвалидной коляске, мычим и куда-то тянемся культей
Что же изменилось со времен перестройки? Эмпирический опыт получен огромный,
причем на собственной шкуре живого места нет. Казалось бы, после таких экспериментов
должны мы были бы познать самих себя. Нет, это знание так и остается на уровне
катакомбного. Где-то в мрачных кельях его обсуждают вполголоса, а политики так и
продолжают с гордостью говорить о неправильной стране и неправильном народе.
Правда, теперь в щадящих выражениях: а вот в цивилизованных странах то-то
или а вот
в развитых странах так-то
. Эта неправильность России для политиков служит
безупречным оправданием любой их глупости. Неправильный народ пока что виновато
переминается с ноги на ногу.
Недавно на совещании преподавателей обществоведения зав. кафедрой политологии
объясняла, какие полезные курсы читаются студентам их учат, как надо жить в
гражданском обществе. Ее спросили: зачем же учат именно этому, если у нас как раз
гражданского общества нет? Почему не учить тому, что реально существует? Она удивилась
вопросу, хотя и признала, что да, далеко нам до гражданского общества. Почему же она
удивилась? Потому, что проведенная за последние 15 лет кампания привела к деградации
структур рационального мышления его аутистическая компонента вытеснила
реалистическую.
Одним из следствий этого стало странное убеждение, что неправильное не
существует . Гражданское общество правильное, но его у нас нет. Значит, ничего нет! Не
о чем думать и нечему тут учить. Вспомните, например, как стоял вопрос о характере
советской правовой системы. Советское государство? Неправовое! Не было у нас права, и
все тут. Подобный взгляд, кстати, стал одной из причин кризиса политической системы
России в начале ХХ века. И либералы, и консерваторы восприняли дуалистический западный
взгляд: есть право и бесправие . Требования крестьян о переделе земли они воспринимали
как неправовое. На деле правовая система России была основана на триаде право
|