безответственность как философский принцип.
Позицию реформаторов можно было бы с натяжкой считать этически допустимой, если
бы они четко заявили, что на рельсах нынешнего курса возникнет дееспособное хозяйство,
достаточное, чтобы гарантировать выживание России как целостной страны и народа. Ведь
если этого не будет, то уплаченную народом тяжелую цену за блага для новых русских уже
никак нельзя будет оправдать это будет значить, что их выбор был вызван лишь его
шкурными интересами или патологической тягой к предательству. Однако, сколько ни
изучаешь документов и выступлений, никто четко не заявляет, что он, такой-то, уверен,
будто курс реформ выведет нас на безопасный уровень до срыва в катастрофу. Нет,
ссылаются на флуктуации там одна фирма разбогатела, а там фермер. После краха рубля
в 1998 г. полумертвое хозяйство зашевелилось: оживились анклавы рентабельных
производств.
Это совсем слабо. Реально признаков оздоровления хозяйства нет. Больших
инвестиций нет и не предвидится, прирост уровня производства происходит в диапазоне
быстро сужающихся возможностей, идет массовое выбытие основных производственных
фондов, а остатки системы НИОКР уже неспособны сопровождать простое воспроизводство.
Это самые массивные, тяжелые процессы в российской экономике, они набирают темп и
инерция их очень велика. На что же надеяться?
Известный советолог С.Коэн писал в 1998 г.: Проблема России состоит в
беспрецедентно всеобщей экономической катастрофе в экономике мирного времени,
находящейся в процессе нескончаемого разрушения
Катастрофа настолько грандиозна, что
ныне мы должны говорить о не имеющем прецедента процессе буквальной
демодернизации живущей в ХХ век страны (Независимая газета, 1998, 27 авг.). Он не
говорит очевидное: в ХХ веке промышленно развитая страна не может пережить
демодернизацию она гибнет.
Глава 11. Учебная задача: Рационализм, аутизм и критика красного
патриотизма
А.Ципко в статье Врожденный порок красного патриотизма (Литературная газета,
¹ 36, 2001 г.) выносит строгий выговор русской, а по сути, коммунистической партии. В
развитие этой темы, ради увлекательной дискуссии, меня попросили написать статью в ту же
газету. Я написал, они не напечатали. А для нашей темы она представляет интерес. Привожу
ее здесь, слегка сократив.
Скажу сразу, чтобы отвести подозрения в моей антипатии к самому А.Ципко.
Напротив, он вызывает теплое чувство своей несуразно противоречивой искренностью, а она
так близка русскому человеку. Он уникальный тип в российской политической тусовке
антисоветский патриот. Это, как говорят эрудиты, какой-то оксюморон. Посудите, сами,
какие невидимые миру слезы должны были фонтанами брызгать из глаз патриота, активно
уничтожавшего ту реально существовавшую державу, в которой жил, размножался и был
надежно защищен добрый наш народ. Теперь о статье и логике рассуждений.
За что же так осерчал А.Ципко на изобретенную им русскую партию? За то, что она
из-за мрачного Проханова никак не победит антирусскую партию, которая грабит и
уничтожает Россию. Начнем раскапывать кучу утверждений, которую выдал поток сознания
Ципко. Прежде всего: каковы мотивы написания статьи? Зачем его рука потянулась к перу,
перо к бумаге? Я бы не пекся об авторитете русской партии, если бы у нас реально
существовало альтернативное Зюганову и Проханову патриотическое движение пишет он.
Значит, печется о КПРФ, хочет ей помочь это, мол, единственные наши патриоты. Ну что
ж, настраиваемся на этот лад. И вдруг грозное предписание: Настало время оторвать
российский патриотизм от интересов КПРФ. Вот тебе и на! Неожиданный прыжок.
Но какова постановка вопроса, какие образы! Как будто патриотизм это что-то вроде
яиц у коммуниста. Оторвать его, и дело с концом. Не будет больше, гад, устраивать колхозы.
|