уровня человечности, остается объектом палача . В борьбе с ними критика является не
страстью разума, она разум страсти. Она не анатомический нож, она оружие. Е¸ объект
есть ее враг , которого она хочет не опровергнуть, а уничтожить . Ибо дух этих порядков
уже опровергнут. Сами по себе они недостойны стать предметом размышления они
существуют как нечто столь же презренное, сколь и презираемое. Критике незачем
выяснять сво¸ отношение к этому предмету она покончила с ним всякие сч¸ты. Критика
выступает уже не как самоцель , а только как средство . Ее основной пафос негодование ,
ее основное дело обличение 158.
Преобразование системы потребностей . Откуда же в советских (теперь
антисоветских) обществоведах эта по-детски наивная и поджигательская ненависть именно к
непритязательности советских людей (неразвитости потребностей)? От впитанного с
молоком истмата евроцентризма, который без всяких методологических и
психологических барьеров перекатился в их сознании в евроцентризм либерализма.
Объяснение того факта, что культуры, свободные от психоза потребительства,
рассматриваются либо как отсталые, либо как тупиковые, английский историк экономики
Т.Шанин видит в философских основаниях западной экономической науки (включая
марксизм). Он пишет: Эмпирические корни этой всеохватывающей эпистемологии
современных обществ и экономик представляются достаточно ясными. Они лежат в
романтизированной истории индустриализации, в представлении о беспредельных
потребностях и их бесконечном удовлетворении с помощью все увеличивающихся
богатств
С этим связывают воедино также силу науки, человеческое благополучие,
всеобщее образование и индивидуальную свободу. Бесконечный многосложный подъем,
величаемый Прогрессом, предполагает также быструю унификацию, универсализацию и
стандартизацию окружающего мира. Все общества, как считается, движутся от разного рода
несообразностей и неразумия к истинному, логичному и единообразному, отодвигая на
обочину то, что не собирается следовать в общем потоке159.
Свои установки наши обществоведы и находившаяся под их влиянием интеллигенция,
понятное дело, стремились реализовать в политической практике (строго говоря, уже сами
опросы, сами формулировки вопросов являются инструментом именно политической
практики они не столько выясняют, сколько формируют общественное мнение, задают
ему мыслительные стереотипы). Можно предположить, что уже поворот, во времена
Хрущева, официальной идеологии КПСС от ориентации на достаток к ориентации на
потребительские стандарты США, произошел под воздействием актуализированной тогда
марксистской (и либеральной) концепции потребностей. А во время перестройки эта
политическая практика приобрела радикальный характер.
Т.Авалиани, бывший в тот момент председателем стачкома Кузбасса, рассказывает, как
экономисты из СО АН СССР срывали соглашение, достигнутое между комиссией
Верховного Совета СССР и забастовщиками. Шахтеры требовали прибавки к зарплате в виде
коэффициента и удовлетворялись его величиной 1,3. Это и было первым пунктом
соглашения о прекращении забастовки:
1. Поясной коэффициент в связи с тяжелыми климатическими условиями,
экологической обстановкой в регионе и резким увеличением поставки продуктов по
договорным ценам установить временно 1,3 без ограничения и оговорок на всю заработную
плату для всех трудящихся Кузбасса с 1 июля 1989 года. Постоянный коэффициент должен
быть согласован сторонами на основании разработок Сибирского отделения Академии наук
СССР до 1 октября 1989 года и введен Советом министров СССР с 01.01.90. Средства на
увеличение поясного коэффициента выделяются централизованно правительством СССР
немедленно.
Т.Авалиани пишет: Еще днем, рассматривая пункты соглашения, мы столкнулись с
тем, что во многих случаях нет расчетов, а пункты об экономической самостоятельности и
региональном хозрасчете вообще носят декларативный характер. И непонятно кем они
внесены, хотя настойчиво проталкиваются делегатами от города Березовский. Догадываясь
|