организация отражается без достаточно глубокого проникновения в сущность общественных
процессов. Характерная особенность образования социальных норм на эмпирическом уровне
стихийный и внеинституциональный характер157.
Какая самонадеянность! Свои убогие, вымученные на потребу очередной правящей
группировке доктрины они называют теорией, а прошедшие длительный отбор в ходе
реальной народной жизни культурные нормы неглубокими и внеинституциональными. С
этими их теориями мы и потерпели катастрофу, из-за них мы и не знали общества, в
котором живем.
В этом откат от норм рациональности, от установки Просвещения на беспристрастное
интеллектуальное освоение реальности как необходимого этапа, предваряющего ее
этическую (идеологическую) оценку. Этот откат признак общего культурного кризиса
индустриального общества. Как писал К.Лэш, вырождение аналитической установки в
массированное наступление на любые идеалы привело нашу культуру в плачевное
состояние (Восстание элит). У нас в ходе перестройки и реформы это проявилось в
гипертрофированном виде.
Когда вспоминаешь дебаты в среде нашей интеллигенции начиная с 1960 г. (в тот год я,
закончив досрочно счастливую студенческую юность, начал работать, дипломником, в
исследовательской лаборатории в АН СССР и сразу окунулся в эти дебаты), то видно, как
шло вызревало разделение образованных людей на две мировоззренчески очень различные
группы. Все были настроены критически по отношению к советскому общественному строю,
у всех кипел разум возмущенный.
Но люди одного типа относились к истории России как к родной истории, а к
окружавшим их советским людям как родным людям и они старались понять эту историю
и этих людей, выявить истоки того, что казалось несуразным и больным, чтобы помочь
излечиться. У самых радикальных в этой группе интеллигенции их критика была как нож
хирурга (хотя и эти любящие интеллигенты в большинстве своем этим ножом не умели
пользоваться).
В другой группе, даже у людей мягких, наша история была черным позорным пятном,
и они совершенно не желали ее понять, они искали в ней слабые места, куда можно ударить.
И критика была у них вовсе не инструментом лечения. Уже тогда удивляло в них
вырождение аналитической установки, навыков и желания рефлексии. Они не
раздумывали над болезнями советского общества, они собирали о нем разведывательную
информацию, которую использовали во время перестройки как оружие. Но за прошедшее с
1960 г. время инструменты их мышления претерпели такую деградацию, что это потрясает. Я
вспоминаю друзей моих прекрасные черты, из обеих этих групп, упорядочиваю
запомнившиеся разговоры во времени и удивляюсь тому, как год за годом тупели,
становились короче и бессвязнее рассуждения воинствующих. Они как будто открыли
простые истины, уверовали в них, и мышление стало им ни к чему, осталась одна страсть. Но
сила их была в том, что эта страсть маскировалась под разум они же имели статус
интеллигентов, они были доктора наук и академики!
Как это произошло? И вот, изучая трактовку категории потребностей у Маркса, я
натолкнулся на его кредо в структурно похожей ситуации и восхитился тому, как точно он
выразил установки этой второй группы советской интеллигенции, которая и взяла верх во
время перестройки. В январе 1844 г. Маркс закончил введение К критике гегелевской
философии права, где и сформулировал нормативные методологические установки
прогрессивного человека по отношению к истории, религии, культуре своего народа.
Афоризмами из этой работы была и остается насыщена речь нашей хотя бы слегка
гуманитарно эрудированной демократической интеллигенции. Можно сказать, в этой работе
ее мудрость.
В частности, Маркс в этой работе пишет о своей родине: Война немецким порядкам!
Непременно война! Эти порядки находятся ниже уровня истории , они ниже всякой критики
, но они остаются объектом критики, подобно тому как преступник, находящийся ниже
|