себе говорит о поражении сознания. А.Тойнби подчеркивает, что оборотной стороной этого
культа («сибаритства») является «дегуманизация господствующего меньшинства, спесивое
отношение ко всем тем, кто находится за его пределами; большая часть человечества в при
этом заносится в разряд скотов, низших, на которых смотрят как на сам собою
разумеющийся объект подавления и глумления». Это и произошло с нашими демократами.
При этом новая система потребностей, которая вслед за элитой была освоена
населением, была воспринята не на подъеме хозяйства, а при резком сокращении местной
ресурсной базы для их удовлетворения. Это породило массовое шизофреническое сознание и
быстрый регресс хозяйства с одновременным культурным кризисом и распадом системы
солидарных связей. Монолит народа рассыпался на кучу песка, зыбучий конгломерат
мельчайших человеческих образований семей, кланов, шаек.
Когда идеологи и технологи планировали и проводили эту акцию, они преследовали,
конечно, конкретные политические цели в соответствии с заказом. Но удар по здоровью
страны нанесен несопоставимый с конъюнктурной задачей в РФ создан порочный круг
угасания народа. Система потребностей, даже при условии ее более или менее
продолжительной изоляции от чуждого влияния, очень живуча. Она обладает инерцией и
воспроизводится, причем, возможно, во все более уродливой форме. Поэтому даже если бы
удалось каким-то образом вновь поставить эффективные барьеры для экспорта образов,
какой-то новый железный занавес, внутреннее противоречие тем самым еще не было бы
решено. Ни само по себе экономическое закрытие России, ни появление анклавов
общинного строя в ходе нынешней ее архаизации не подрывают воспроизводства
потребностей идолопоклонника. Таким образом, у нас есть реальный шанс зачахнуть
едва ли не в подавляющем большинстве.
В середине 90-х годов еще теплилась надежда на то, что биологические инстинкты
(самосохранения и продолжения рода) поставят достаточно надежный заслон, чтобы
преодолеть воздействие нагнетаемых с помощью идеологических СМИ потребностей. Время
показало, что эти надежды тщетны инстинкты без соединения с культурными защитами,
без крепкого и связного универсума символов слишком слабы, чтобы справиться с
современной технологией превращения людей в толпу.
Возникает вопрос, не оказались ли мы в новой экзистенциальной ловушке
как и
перед революцией начала ХХ века? Она складывалась в ходе такого процесса. До начала ХХ
века почти 90% населения России жили с уравнительным крестьянским мироощущением
(архаический аграрный коммунизм), укрепленным Православием (или уравнительным же
исламом). Благодаря этому нашей культуре было чуждо мальтузианство , так что всякому
рождавшемуся было гарантировано право на жизнь. Даже при том низком уровне
производительных сил России, который был обусловлен исторически и географически,
ресурсов хватало для жизни растущему населению. В то же время было возможно выделять
достаточно средств для развития культуры и науки создавать потенциал модернизации. Это
не вызывало социальной злобы вследствие сильных сословных рамок, так что крестьяне не
претендовали на то, чтобы жить как баре.
В начале ХХ века, под воздействием импортированного зрелого капитализма это
устройство стало разваливаться, но тогда кризис был разрешен через советскую революцию.
Это было жестокое средство, к которому общество пришло после перебора всех возможных
альтернатив. Революция сделала уклад жизни более уравнительным, но в то же время
производительным. Жизнь улучшалась, но баланс между ресурсами и потребностями
поддерживался благодаря сохранению инерции крестьянского коммунизма и наличию
психологических и идеологических защит против неадекватных потребностей. На этом этапе
так же, как раньше, в культуре не было мальтузианства и стремления к конкуренции,
благодаря чему население росло и осваивало территорию.
После 60 х годов произошла быстрая урбанизация, и большинство населения обрело
тип жизни среднего класса. В культуре интеллигенции возник компонент
социал-дарвинизма и соблазн выиграть в конкуренции. Из интеллигенции социал-дарвинизм
|