книги и написать к ней предисловие. Он успел сдать рукопись в Политиздат незадолго до
своей смерти в декабре 1988 года. Автор застал лишь начало идеологической кампании по
возвышению Столыпина и его аграрной реформы, но уже тогда смог оценить остроту и
значение возникшей проблемы. В его книге было показано действительное содержание
столыпинских реформ, их подчиненность помещичьим интересам и
административно-принудительный характер их методов. Именно поэтому издание книги
задержалось почти на три года174, причем содержание подверглось грубому издательскому
редактированию, многие тексты, не отвечающие новым идеологическим установкам, были
изъяты. Я вынужден был отказаться от участия в издании настолько искаженной книги
покойного автора. Мое предисловие было издательством отклонено.
Не менее печальной оказалась судьба последней работы Андрея Матвеевича
Анфимова, выдающегося исследователя аграрной истории России, в особенности истории
крестьянства конца XIX начала XX века, одного из главных представителей нового
направления, подвергнутого в 1970-х годах идеологическому осуждению и разгрому. В
1991 году Анфимов закончил работу над книгой о столыпинской аграрной реформе
Реформа на крови. Это было очень точное название, поскольку реформа была вызвана
первой русской революцией и проводилась после ее подавления. Издательства потребовали
изменить название книги. Второе название было очень спокойным П. А. Столыпин и
российское крестьянство, но рукопись ни одно издательство не приняло.
После кончины А. М. Анфимова коллегам удалось опубликовать особенно важный
раздел его исследования, Новые собственники, посвященный крестьянским хозяйствам,
выделившимся из общины по данным единственного массового обследования,
проведенного в 1912 году175. Положение, в котором оказались новые собственники, не
дает никаких оснований для восторгов по поводу успехов столыпинской аграрной реформы.
Издание книги состоялось в 2002 году176 тиражом всего в 300 экземпляров, что оставляет ее
недоступной широкому читателю.
Идеологическая нетерпимость новоявленных либерал-демократов не удивляет, ведь в
большинстве своем они вышли из партноменклатуры. Поражает другое их полное
историческое невежество. В случае со столыпинской аграрной реформой это особенно
бросается в глаза
Между тем перестройка приобретала все более радикальный и неуправляемый
характер
В ноябре 1990 года Верховный Совет РСФСР (расстрелянный Ельциным 3-4
октября 1993 года) практически без обсуждения принял законы О крестьянском хозяйстве
и О земельной реформе
Комиссия ЦК КПСС по вопросам аграрной реформы
по-прежнему существовала, хотя сколько-нибудь активная ее работа после пресловутой
встречи в августе 1990 года стала невозможной. Никакого обсуждения ельцинских аграрных
законов не получилось.
Таким образом, приняв миф Столыпина, который создавался жесткими
недобросовестными методами, как свое убеждение , интеллигенция отвернулась от
достоверности . Она здесь грубо нарушила нормы рационального мышления.
Миф о фермерах . Он тесно связан с мифом Столыпина (который, кстати, и сам
поначалу имел идеализированные представления о западных фермерах, но, в отличие от
либералов, к концу жизни сумел их преодолеть).
С начала перестройки утверждение о преимуществах семейного фермерского хозяйства
по сравнению с советскими крупными сельскохозяйственными предприятиями внушалось
уже средствами идеологической машины КПСС. А.Н.Яковлев вспоминает, как он был
подготовлен к радикальной антиколхозной позиции: В Канаде, например, я по-настоящему
узнал, что такое фермерская система. Мне стало ясно, что фермер работает больше и лучше,
чем наш колхозник177.
Можно еще понять, что, будучи воспитан на политэкономических догмах, советский
посол в Канаде определил, что фермер работает лучше, чем наш колхозник, по показателю
прибыльности (или товарной массе). Но как ему могло стать ясно, что фермер работает
|