Но в 80 е годы произошел резкий слом. К руководству пришло новое поколение
номенклатуры, из «западников». Большая часть интеллигенции тоже повернулась лицом к
Западу и стала тяготиться нашим «неправильным» прошлым. «Перестройка» так ведь и была
замыслена -как стирание нашей коллективной исторической памяти, замена нашего
культурного ядра, возвращение на «столбовую дорогу цивилизации»234.
Методы воздействия на коллективную память, отработанные на Западе, показали
поразительную эффективность. Западный «средний класс» это, как говорится, новая
историческая общность людей. Ее замечательное свойство в том, что она не рефлексирует .
Удивительно, как этого сумело добиться господствующее меньшинство. Надо ему
отключить какой-то блок памяти в сознании обывателей и его просто «стирают», как из
памяти компьютера.
Например, во время холодной войны в США всего за 20 лет сумели полностью
вытравить память о Второй мировой войне, так что американские студенты при опросах в
массе своей отвечали, что в той войне США и Германия вместе сражались против русских. А
немцев и итальянцев убедили, что они, как истинные европейцы, всегда, «генетически» были
привержены к демократии. Они, конечно, смутно помнят о Гитлере и Муссолини, но память
их разорвана, и они не помнят «состояния самих себя» в тот период. И Гитлер был и
демократами они всегда были
Но то, что сделали с нами, не имеет аналогов. Нашу память уродовали 15 лет подряд с
утра до ночи и пресса, и телевидение, и кино, и поэты с певцами, и учебники Сороса.
Одинаково сильный удар был нанесен по трем главным блокам коллективной памяти
исторической, среднесрочной (ХХ век) и актуальной (перестройка и реформа). Историю ХХ
века изнасиловали так, что ни в какой антиутопии не придумать. Интеллигенция буквально
влюбилась в Столыпина, который своей неудавшейся «реформой на крови» и своими
провокациями озлобил крестьянство и все общество, так что довел дело до большой
революции. А дети крестьян поют про корнета Оболенского, про хруст французской булки и
уверены, что если бы не большевики, то они все были бы помещиками.
Отключение «блока рефлексии» в сознании советской интеллигенции, а потом и в
массовом сознании в конце 80-х годов было массовым и поразительным по своей
моментальности как будто кто-то сверху щелкнул каким-то выключателем. Тогда стало
правилом хорошего тона духовно отмежеваться от революции и исторического выбора
1917-1920 гг. Все приличные люди стали оплакивать «Россию, которую мы потеряли» и
кинулись целовать кто туфлю Сахарова, кто рукав Солженицына. Все как будто забыли, что
главные тексты Сахарова отражают типичное кредо западника-социалиста (даже почти
еврокоммуниста) с очень большой долей русофобии. Забыли и то, что Солженицын тоже
сформировался как марксист-западник, и первоначальное название его будущей эпопеи
«Красное колесо» было «Люби революцию».
Конечно, можно и нужно время от времени менять вехи, разбивать скрижали и
сбрасывать в овраг прежних идолов. Но при этом надо помнить, когда и почему ты это
сделал. А у нас получилось так, что в сознании образованного слоя после каждой новой вехи
весь предыдущий путь в памяти стирается, и вместо реалистичной картины этого пути, с его
счастливыми и трагическими моментами, кто-то вставляет простенький кадр из
мультфильма про Микки-Мауса. Соответственно, в сознании образуется провал и в видении
предстоящего пути сюда вставляется реклама «Ням, ням, ням, ням, покупайте микоян!»
Время, когда российское общество после перебора всех наличных проектов качнулось
к советскому проекту (1905-1920 гг.), сравнительно недавнее, до него в 80-е годы было
рукой подать. Тогда жили наши деды и даже отцы. В 80-е годы интеллигенция от того
выбора отшатнулась? Такое бывает на новом перекрестке, в новых условиях влиятельная
часть общества предпочитает пойти по другому пути. Ну так разберись с прежним выбором,
покопайся в себе и определи, что тебе сегодня в нем не по душе. Только так можно понять,
куда тебе хочется пойти с нынешнего перекрестка. Такую совершенно необходимую в
рациональном мышлении рефлексию заменили тем, что просто стали лить грязь на
|