это так и было, результат чего Советский Союз сполна испытал на себе. Но мы о другом: в
1968 г. ленинградский подросток решил посвятить себя «чрезвычайно престижному делу».
Без всяких проблем пошел «в новеньком школьном костюме» в КГБ, показал офицеру
паспорт и комсомольский билет, а тот ему посоветовал поступать в университет на
юридический факультет. Как замечено в книге, «Николай Егорович, конечно же, не сказал
школяру, что там наиболее сильны позиции его ведомства».
Да разве в этой «руке КГБ» дело? Дело в том, что государство и созданные в нем
социальные условия были таковы, что подросток с паспортом и комсомольским билетом мог
явиться в «самое престижное» ведомство, и там с ним внимательно поговорил один
чиновник, а в университете с ним внимательно работал другой чиновник и дорога этому
подростку была открыта. Мог ли бразильский аналог этого подростка, заимев такую
«мечту», повторить путь Володи Путина? Например, решил в 16 лет посвятить себя
престижной профессии финансиста и пошел посоветоваться в Министерство финансов.
Нет, не мог как бы отважно он ни рассчитывал только на свои силы. Но самое страшное,
что уже и половина подростков в России даже отдаленно не может строить для себя
подобные планы эта половина все глубже погружается в цивилизацию трущоб.
Наконец, раз уж речь зашла о «джунглях» и бразильских беспризорниках, то при
сравнении их жизни с жизнью ленинградских школьников никак нельзя уйти и от такой
стороны бытия, как отношения с законом и карательными органами. В.В.Путин в своих
воспоминаниях подчеркивает, что подростки его двора в своей жизни «по законам
джунглей» не соприкасались с криминальным миром. И тут же утверждает, что эта их жизнь
была совершенно такой же, как у «генералов песчаных карьеров». Но герои бразильского
фильма как раз и были криминальной бандой, и этого невозможно было в фильме не
заметить. Они и не могли иным способом добыть себе пропитание у них не было семьи, не
было университетской стипендии, не было стройотряда с очень большим заработком, не
было потом работы в престижном ведомстве.
Я был в Бразилии в мае 1992 г., имею там друзей, жил в доме университетского
коллеги. Подростковые банды стали там такой общей проблемой, что даже для многих
состоятельных людей жизнь в стране не мила и они ищут способ эмигрировать хоть в
ненавистные США. В 80-е годы, когда в Бразилии установилось нечто вроде «социального
мира», эскадроны смерти перешли там от избиения студентов и профсоюзных активистов к
«социальной чистке». Они по заявкам «комитетов жильцов» из приличных кварталов стали
отстреливать беспризорных мальчишек. Когда я был в Бразилии, в газете Сан Паулу прошла
будничная заметка: арестована группа из пяти неформалов (в рабочее время они служили
жандармами), которые за короткое время застрелили 24 подростков. Попались случайно
последнего не добили.
Жизнь Володи Путина и его товарищей по двору и школе была такова, что им не
пришлось вступать в конфликт с законом, а тем более законом джунглей, в которых орудуют
«социальные чистильщики», и испытать на себе их тяжелую руку. Сегодня, когда у власти у
нас утвердилось поколение с новым мировоззрением, действительно стираются различия
между жизнью подростков России и Бразилии. Приняв «антропологию джунглей», молодые
реформаторы РФ проявили поразительную жестокость по отношению к жителям страны. Ее
просто не могли ожидать от людей, выросших, как казалось, в лоне русской культуры.
Пока еще различия в культуре остаются господствующее меньшинство не может
организовать «эскадронов», готовых проводить социальные чистки. Мало еще кто у нас в
полной мере способен жить по законам джунглей. Но если культурные запреты иссякнут, то,
действительно, останется лишь разница в погодных условиях. С одной стороны, объедки в
мусорных баках РФ не портятся так быстро, как в Рио де Жанейро. Но с другой стороны, в
РФ мороз быстро прибирает обитателей «песчаных карьеров», природными средствами
производя социальную чистку буквально по Мальтусу.
Пока что мы не имеем подробных исследований о мировоззренческих установках
следующих возрастных когорт. Но есть некоторые основания предположить, что духовный
|