сделать наживу высшим жизненным ориентиром, можно было только сломав их культурные
устои, насильно обратить в идолопоклонство.
Читая М.Вебера, можно представить себе, какого масштаба духовную катастрофу
пытались устроить нашему народу реформаторы. Он пишет о мировоззрении, которое легло
в основание буржуазного общества: Нажива в такой степени мыслится как самоцель, что
становится чем-то трансцендентным и даже просто иррациональным по отношению к
счастью или пользе отдельного человека. Теперь уже не приобретательство служит
человеку средством удовлетворения его материальных потребностей, а все существование
человека направлено на приобретательство, которое становится целью его жизни. Этот с
точки зрения непосредственного восприятия бессмысленный переворот в том, что мы
назвали бы естественным порядком вещей, в такой же степени является необходимым
лейтмотивом капитализма, в какой он чужд людям, не затронутым его веянием295.
Поворот к рынку от нашего естественного порядка вещей кажется большинству
наших граждан именно бессмысленным переворотом, и совершить его не могут даже
новые русские. Они и ведут себя, как подгулявшие купцы, а не рачительные поклонники
Мамоны. Удивительно, что наша интеллигенция, во время перестройки зауважавшая
Н.Бердяева, одновременно впала в рыночную утопию и надежду построить в России
буржуазное общество. Ведь в своей последней книге «Русская идея» (1946 г.) Н.Бердяев
пишет: «Для России характерно и очень отличает ее от Запада, что у нас не было и не будет
значительной и влиятельной буржуазной идеологии»296. Ну хоть бы кто-нибудь сказал,
пусть голословно, что Бердяев ошибся, буржуазную идеологию мы сможем и выработать, и
навязать массовому сознанию. Нет, образованные люди просто держат в уме
взаимоисключающие установки и даже этого не замечают.
Кстати, надо сказать и вещь, обидную для наших реформаторов именно как западников
они сразу пошли против культурных постулатов западного рыночного либерализма.
Важнейшей стороной в учении либерализма был поиск внеэкономических способов
ограничить, ввести в рамки права и морали эгоистические поползновения частных
предпринимателей. А.Смит в «Богатстве народов» прямо писал, что этот класс «обычно
заинтересован в том, чтобы вводить общество в заблуждение и даже угнетать его». Но разве
об этой проблеме задумалась наша интеллигенция, убеждая трудящихся поддержать
рыночную реформу? Нет, она поверила в магическую силу «невидимой руки» рынка и
оторвалась от рациональности либерализма, не говоря уж о рациональности учений,
делающих упор на сотрудничество и солидарность людей.
Более того, интеллигенция совершила огромную ошибку, предположив, что едва ли не
большинство населения России воспримет образ мысли и действия, присущий «человеку
экономическому». Это была вывернутая наизнанку общинная тяга к единству все вместе
станет буржуями! «Homo economicus» абстрактная антропологическая модель именно
предпринимателя (да и то, уже Дж.С.Милль, придавая строгую форму модели
«экономического человека» Адама Смита, особое внимание уделял случаям, когда эта
модель не действует). Что же касается рабочих, то они, по мнению Рикардо, следуют не
рациональному расчету «экономического человека», а инстинктам 297.
Что русская культура, представленная и славянофилами, и западниками, и самой
буржуазией, отрицала буржуазность , есть факт, который никем и не подвергался
сомнению. В этом нет ничего удивительного, речь идет не о технологии промышленного
производства, не об институтах индустриального общества типа фабрики, биржи, банка, а о
специфическом культурном и мировоззренческом явлении, о котором и писал М.Вебер в
своем труде о протестантской этике. Надо только удивляться наглости идеологов реформы в
России, которые задумали не просто создать у нас рыночные институты, но именно привить
людям буржуазность как писал философ Ракитов, «произвести изменения в ядре
культуры». А.Н.Яковлев даже пишет об этой рыночной реформе с большой буквы
Реформация . Смешно глядеть на такого Лютера.
Но как же могли принять и поддержать этот безумный проект наши интеллигенты?
|