рассуждениях, которым поверили люди. А говорили нам об «ускорении», о свободе и
социальной справедливости, о расцвете культуры и науки, о богатых советских фермерах на
тракторах с кондиционированным воздухом вот в этих интеллектуальных конструкциях
концы с концами не вязались. А большинство этого не заметило и пошло за Горбачевым, а
потом за Ельциным. Об этом и будет речь.
Кроме того, в той «рациональности для жизни», о которой будет идти речь, мы
учитываем временной диапазон. Будем считать рациональными те рассуждения и решения,
которые позволяют народу обеспечить себе долгую жизнь. Поэтому хитрость соблазнителей,
диверсантов и расхитителей народной собственности, позволяющая им достигнуть своих
целей, нас интересовать не будет. Да, ее можно признать рациональностью, но
специфической рациональностью паразита пусть ее изучают криминалисты, мы ее учтем,
но говорить будем о главном массиве.
Возьму из обзора П.П.Гайденко то, что прямо относится к материалу книги. Кант в
своем подходе к проблеме выделил три уровня познания и осмысления: «Всякое наше знание
начинает с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет
в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее
единство мышления».
Рассудок, в его схеме, организует опыт посредством правил, а разум организует
добротный сырой материал, обработанный рассудком «сводит многообразие знаний
рассудка к наименьшему числу принципов». В этой книге мы не будем касаться чувств, а
будем обсуждать работу рассудка и разума. Уровень рационального мышления, который нас
интересует, это обработка исходного материала созерцания реальности рассудком и
последующее действие разума, приводящее к принципиальным выводам. В этих операциях и
происходит больше всего сбоев и отказов.
Кант различает два «среза» в применении разума формальный (логический) и
реальный (трансцендентальный). При логическом применении разума используется его
способность производить умозаключения , делать конкретные выводы. Реальное применение
использует способность разума производить понятия высокого уровня, рождать
трансцендентальные идеи, высшие принципы.
Мы будем в этой книге говорить о более простой вещи формальном, логическом
применении разума. Конечно, трансцендентальные идеи можно высказывать и вопреки
логике и ясным умозаключениям так и поступают пророки. Но пророки не живут в своем
отечестве, а нас сейчас интересует именно мышление нас самих и наших близких людей,
граждан нашего отечества, с которыми мы все вместе переживаем трудные времена.
В реальной жизни, тем более в условиях кризиса, мы не имеем времени и сил для того,
чтобы делать сложные многоступенчатые умозаключения по большинству вопросов, с
которыми сталкиваемся и по которым должны определить свою позицию. Как же мы
справляемся с этой задачей? С помощью интуиции и здравого смысла . И то, и другое
инструменты рациональности. С интуицией, однако, многое неясно, да и в тех жизненных
ситуациях, о которых идет речь в книге, вполне можно обходиться без неуловимых
предчувствий и гениальных прозрений. Достаточно у нас для принятия разумных решений и
информации, и опыта. Так что главное подспорье логическим рассуждениям и
умозаключениям в нашей жизни сейчас здравый смысл . Проблема его применения или его
отказа также составляет предмет данной книги.
Судя по многим обсуждениям, в среде высокообразованных людей здравый смысл
ценится невысоко, они ставят его куда ниже, чем развитые в науке приемы теоретического
знания. Возможно, в благополучные времена такое их отношение и может быть оправдано,
но в условиях той неопределенности, которую порождает кризис, роль здравого смысла, на
мой взгляд, резко возрастает. В условиях кризиса у нас мал запас прочности, очень слабые
тылы, а значит, мы вынуждены в нашей стратегии ориентироваться не на максимизацию
выгоды, а на минимизацию ущерба. Теоретическое научное знание может привести к
блестящему, наилучшему решению, но чаще ведет к полному провалу если из-за
|