беспредельны!52. Правда, Горбачев хотя бы сделал оговорку, по сути отрицающую весь
тезис (гласность у нас беспре¸¸¸¸¸¸¸¸¸¸¸¸¸¸¸¸¸¸¸¸¸¸¸дельна, но только в пределах интересов
социализма, а интересы социализма определяет номенклатура КПСС).
Но ведь сам этот продукт гипостазирования придание расплывчатому понятию
гласность статуса абсолютного приоритета в нашей жизни засел в сознании множества
людей и до сих пор там сидит. Вспомним первые выборы народных депутатов СССР в 1989
г.! Однажды целой группе конкурентов во время дебатов на телевидении был задан один
вопрос: Считаете ли вы, что гласность должна иметь какие-то пределы? И с телеэкрана все
они до одного
(а это были весьма почтенные интеллигентные люди) заявили совершенно
безумную вещь: гласность должна быть абсолютной , никаких ее ограничений они, будучи
депутатами, не допустят. И это вопреки здравому смыслу. О каких правах человека может
идти речь при неограниченной гласности, когда не может укрыться ни одно твое
движение, ни одна мысль? Заметим, что эта болезнь интеллигенции расщепление логики
вызревала довольно давно.
Из всей истории с гласностью мы обязаны извлечь урок. Он важен не только в
академическом, но и сугубо практическом плане. Ведь эта история не кончилась с
крушением советской государственности, ради которого эта гласность была затеяна. Она,
получив мощную поддержку образованного сословия и одновременно власти, стала жить
собственной жизнью, став, в новых формах, фактором разрушения и даже криминализации
общества и государства. Постулаты гласности узаконили скандал и шантаж в качестве
признанного инструмента власти. Чем была история устранения генерального прокурора РФ
Скуратова с помощью скандальной (точнее, преступной) видеозаписи? Сильным ударом и по
праву, и по нравственности. Ведь М.Швыдкой, пустивший эту видеозапись в эфир, стал
министром культуры, а В.В.Путин, выполнивший указание Кремля об устранении
Скуратова, стал президентом. Никакой последующей оценки этого применения принципов
гласности не последовало.
Так что вспомним сами эти принципы и попытаемся реконструировать ход мысли
интеллигенции, которая эти принципы поддержала в середине 80-х годов. Вся доктрина
гласности лабораторная разработка гуманитариев из окружения Горбачева. Ее прототип
развитая Руссо концепция государства, где власть осуществляется посредством
общественного мнения . Для его формирования и требуется гласность . Само это понятие в
западных языках обозначается словом прозрачность (transparency ).
М.Фуко говорит об этой концепции Руссо: Мечта о прозрачном обществе,
одновременно видимом и читаемом в каждой из его частей; мечта о том, что чтобы больше
не оставалось каких-либо т¸мных зон, зон, устроенных благодаря привилегиям королевской
власти либо исключительными преимуществами того или иного сословия, либо, пока еще,
беспорядком; чтобы каждый с занимаемой им точки мог оглядеть вс¸ общество целиком;
чтобы одни сердца сообщались с другими; чтобы взгляды больше не натыкались на
препятствия; чтобы царило мнение, мнение каждого о каждом53.
Да, была такая утопия во Франции в XVIII веке. Вопрос в том, как она могла найти
отклик в душе русских интеллигентов конца ХХ века! Ведь для этого надо было отключить и
рассудок, и память. Ибо уже в том же XVIII веке обнаружилось, что эта утопия самым
естественным образом порождает технократическую практику тоталитаризма, что и было
затем отражено в множестве и философских, и художественных произведений, в том числе
тех, которые были прославлены во время перестройки ( 1984 Оруэлла, Мы Замятина,
Защита Лужина Набокова). Не видеть этой связи просто невозможно!
Приняв идею гласности, каждый соглашался с тем, чтобы в его спальне была
установлена скрытая камера, и любой большой или маленький швыдкой мог пустить
видеозапись в большой или маленький эфир. Прозрачность так прозрачность!
Образованный и способный к логическим рассуждениям человек не мог этого не видеть.
Если не увидел, значит, его интеллектуальные инструменты были сильно испорчены, и он
должен этот вопрос для себя прояснить.
|