никому не нужен. Й.Шумпетер писал: «Буржуазное общество выступает исключительно в
экономическом обличье ; как его фундаментальные черты, так и его поверхностные признаки
все они сотканы из экономического материала »374. Напротив, русская интеллигенция
явление исключительно внеэкономическое . Она могла и может существовать только в
«культуре с символами» (Гегель), то есть в обществе в основном небуржуазном . Она может
жить только в идеократическом государстве, пусть и под гнетом этого государства и с
постоянной фигой в кармане. Ну уродился на нашей земле такой странный культурный тип,
интеллигенция, все над ним подшучивали, и в то же время лелеяли. Если бы интеллигенция,
бурно поддержав Горбачева и Ельцина, сознательно желала бы своего уничтожения и
растворения в массе ларечников и нищих куда ни шло. В этом социальном самоубийстве
было бы даже нечто героическое. Но ведь все было не так! Наши интеллектуалы так и
мечтали остаться аристократией, при государственной кормушке, так же служить
«инженерами человеческих душ» но чтобы вне их круга экономика была бы рыночной, а
общество буржуазным. Чему только их учили в университетах и аспирантурах?
Сказано было много раз и вполне ясно: интеллигентность с рыночной экономикой
несовместима. Лэш пишет: «[Рынок] оказывает почти непреодолимое давление на любую
деятельность с тем, чтобы она оправдывала себя на единственно понятном ему языке:
становилась деловым предприятием, сама себя окупала, подводила бухгалтерский баланс с
прибылью. Он обращает новости в развлечение, ученые занятия в профессиональный
карьеризм, социальную работу в научное управление нищетой. Любое установление он
неминуемо превращает в свои образ и подобие»375.
Более того, в главном все это растолковал уже Адам Смит, который предупреждал об
опасности трагического обеднения всей общественной жизни под воздействием рынка.
Дж.Грей цитирует такое резюме этих рассуждений Адама Смита: «Таковы недостатки духа
коммерции. Умы людей сужаются и становятся более неспособными к возвышенным
мыслям, образование записывается в разряд чего-то презренного или как минимум
незначительного, а героический дух почти полностью сходит на нет. Исправление таких
недостатков было бы целью, достойной самого серьезного внимания» (Грей, с. 194).
Надо отдать должное Запад приложил огромные усилия, чтобы компенсировать эти
недостатки «духа коммерции». Но ведь российские реформаторы не просто пренебрегли
опытом этих усилий Запада, они проявили к этим усилиям и стоящим за ними культурным
и политическим течениям поразительную ненависть и агрессивность. Надо было очень
постараться, чтобы в обществе с высоким уровнем массовой культуры, как СССР, привести к
рычагам и явной, и теневой власти самые темные и злобные слои и субкультуры все то, что
в нашем обществе олицетворяло анти-Просвещение .
Реформаторы и стоящие за ними социальные группы сумели перенять у Запада именно
то, что сегодня и там разрушает их духовные, в том числе либеральные, ценности и
установления. Дж.Грей отмечает важнейший для нашей темы процесс: «Существуют и
возможности выбора ценностей, и истинные блага, и подлинные формы процветания
человека, основанные на социальных структурах нелиберальных обществ. Из либеральных
обществ такие ценности вытесняются или вышибаются, или они существуют лишь как
слабые тени самих себя, стоит лишь разрушиться социальным структурам, на которых они
основаны
Чего стоит интеллектуальная свобода, если обладающие ею граждане живут в
условиях городского окружения, вернувшегося в естественное состояние? Какова ценность
выбора, если этот выбор осуществляется в социальной среде, близкой, как в некоторых
городах США, к состоянию войны всех против всех по Гоббсу, ведь там почти нет
достойного выбора?
Из моих рассуждений следует, что западные либеральные формы
жизни, в сущности, не всегда достойны лояльности: не обязательно именно они наилучшим
образом соответствуют требованиям универсального минимума нравственных принципов, и
их принятие иногда влечет за собой утрату драгоценных и незаменимых форм культуры»
(Грей, с. 164, 169, 172).
Вот чем оборачивается для нас ошибка интеллигенции. Мало того, что она поддержала
|