питание, резко ухудшившиеся жилищно-бытовые условия и постоянный тяжелый стресс,
разрушающий иммунную систему. В Государственном докладе О состоянии здоровья
населения Российской Федерации (2000 г.), представленном Минздравом РФ и Российской
Академией медицинских наук указаны главные причины повышенной смертности населения
РФ, прямо связанные с реформой: Долговременное массовое накопление неблагоприятных
изменений в общественном здоровье населения в сочетании с воздействием хронически
высокого уровня стресса, снижения качества жизни в условиях неудовлетворительного
состояния социальной сферы и базовой медицины, недоступности высокоэффективных
средств лечения для подавляющей части населения, криминализация общества и рост
преступности.
Немаловажным фактором стало и ухудшение здравоохранения. Его кризис, вызванный
реформой, сильнее всего ударил по обедневшей части населения, и кризис этот углубляется,
поскольку иссякает запас прочности унаследованной от СССР системы, и ликвидирована
отечественная фармацевтическая промышленность и производство медицинской техники.
Предполагает ли правительство принять в этой сфере какие-то специальные меры,
чтобы облегчить положение именно бедной части населения? Судить об этом можно по
тому, что сказал В.В.Путин в Послании 2004 г.: «Главная цель модернизации российского
здравоохранения повышение доступности и качества медицинской помощи для широких
слоев населения. Из этого прежде всего следует, что гарантии бесплатной медицинской
помощи должны быть общеизвестны и понятны
По каждому заболеванию должны быть
выработаны и утверждены стандарты медицинских услуг с обязательным перечнем
лечебно-диагностических процедур и лекарств, а также с минимальными требованиями к
условиям оказания медпомощи
Детализация стандартов дает возможность посчитать
реальную стоимость этих услуг и перейти от сметного принципа содержания медицинских
учреждений к оплате за оказанный объем и качество медицинской помощи. Причем, такая
оплата должна производиться в соответствии с принципами обязательного страхования».
Из этого туманного и странного рассуждения ясно, во-первых, что цель правительства
«повышение доступности медицинской помощи для широких слоев населения ». Это
важное изменение, поскольку до недавнего времени, по инерции, говорили о праве на
медицинскую помощь для всего
населения. Судя по всему, бедные попадают в те
«неширокие» слои населения, для которых врач будет становиться все менее и менее
доступным. Если в либеральных США 35 млн. человек не имеют доступа ни к какой
медицинской помощи, а власть РФ привержена либеральным ценностям, то почему мы
должны отставать от США?
Сделать здравоохранение доступных хотя бы для широких слоев власть предполагает
не с помощью бюджетного финансирования отрасли, а посредством утопического плана
стандартизации медицинских услуг по каждому заболеванию ! В этом есть нечто
иррациональное, даже мистическое. Как могут бумажки с надписью «Стандарт » заменить
врача, больницу, лекарства? Что значит «обязательное страхование», из средств которого
будет оплачиваться счет за все стандартные услуги, оказанные безработному человеку с
доходом ниже физиологического минимума? Все это надо понимать так, что никакой
помощи бедным в сфере здравоохранения государство оказывать не собирается, и
доступность медицинской помощи для них и дальше будет снижаться.
Важным результатом реформы стало в бедной части населения угасание трудовой и
жизненной мотивации, снижение квалификации работников и быстрое нарастание
малограмотности и неграмотности. Вот что было сказано в 2002 г. на совещании работников
образования по этой проблеме: «У нас сейчас достигли совершеннолетия 10 млн.
совершенно неграмотных и 2 млн. ребят школьного возраста по разным причинам не
учатся»420. Это не только резко сокращает возможности для профессионального роста и
увеличения доходов, но и создает ту среду, в которой бедность воспринимается как
нормальное состояние.
Обеднение большой части трудящихся и ликвидация права на равный доступ к
|