антисоветского поворота. Бедность неотъемлемая часть той экономической и социальной
политики, которую проводит эта власть, она необходимый элемент того общественного
строя, который эта власть пытается установить.
Но рационализация проблемы, в том числе ознакомление с уже накопленным в мире
знанием, необходима для понимания реальности теми из интеллигенции, кто «жизни этой
румяна жирные отверг». Пока не развеются иллюзии в сознании действительно
демократической интеллигенции, а она не поможет развеять эти иллюзии в массовом
сознании, никакого поворота к выходу из кризиса и к восстановлению неразрушительных
для общества форм жизнеустройства не произойдет. Чем дольше будет длиться этот
неолиберальный геноцид, тем большее число наших соотечественников сожрет бедность.
Глава 39. Отрыв от культурного ядра и отход от рациональности
В этой книге не ставится задача вскрыть причины глубокой порчи инструментов
мышления советской интеллигенции и общего отхода массового сознания от классических
принципов рациональности. Это слишком большая задача, и главная трудность в ее
постановке и решении как раз и состоит в том, что люди, в методах мышления которых
произошел сбой, этого стараются не видеть, а если им на это указывают, то они отрицают,
более или менее агрессивно.
Конечно, если бы у значительной части нашей интеллигенции удалось заронить мысль,
что их интеллектуальный арсенал не в полном порядке, это еще само по себе не заставило бы
их провести ревизию своего арсенала и заняться его починкой. Процесс зашел так далеко,
что осознавшие аномалию своего мышления люди, наоборот, сплотятся и, напротив, совсем
откажутся от старых понятий и норм логики. Нить в прошлое порву, а дальше будь что
будет, как пелось в любимой песне демократической молодежи в начале 90-х годов. Из
монотонных будней я тихо уплыву!
На такой путь и встали западные постмодернисты. Нет для них ни истины, ни логики,
ни нравственных норм, а есть самовыражение и ситуации, которые могут быть
интерпретированы любым образом, и каждый имеет равное право на существование. Но
тут Запад нам точно не пример. Нет у нас экономической базы для такого размягчения
мозгов, и если наша интеллигенция не преодолеет этот соблазн, мы тихо уплывем с лица
земли. Ясно ведь, что самое первое условие для прекращения нашей смуты и вызванного ею
физического вымирания русского народа это возврат к богам Азбучных истин и
здравому смыслу нашей интеллигенции.
Если бы удалось встряхнуть сознание наших образованных людей и заставить их хоть
на момент взглянуть со стороны на тот тип рассуждений, которые они приняли в годы
перестройки и реформы, то это дало бы шанс на то, что чувство ответственности отгонит
наваждение. Шанс, хотя и не гарантию. Но шанс этот велик, много есть признаков, что
сознание уже находится в состоянии неустойчивого равновесия. Небольшой толчок и
может начаться цепной процесс, произойдет обращение фаз, и люди удивятся, как же они
могли попасть в это интеллектуальное зазеркалье.
Книга эта и устроена как система из множества небольших поводов узнать
рассуждения самих себя и своих друзей и удивиться. Если это запустит коллективный
процесс диалога и рефлексии, то и до корня проблемы быстро докопаемся, помогая друг
другу. Здесь же предварительно наметим перечень поверхностных причин отхода от
рациональности, причин-признаков. Вскопать этот верхний слой все равно придется, чтобы
затем разбираться в фундаментальных причинах кризиса всей программы Просвещения и в
том числе его рациональности.
Отщепление от тела большой культуры . Так бы я назвал первую причину. Любой
свод норм рациональности стоит на основании не подвергаемых рациональному анализу
ценностей и норм добра и зла, красоты и безобразия, даже пространства и времени. Это
мировоззрение и мироощущение, существенно различные в разных культурах. Культура
|