мировоззренческая социальная база борцов с коммунистическим государством и сейчас
чаще других выступают за распад СНГ и Российской Федерации.
Новые русские это люди активного молодого возраста с высоким образовательным
уровнем. Авторы исследования пишут: Опросы 1990-1991 г. показывали, что наиболее
вовлеченная в массовую политическую борьбу и наиболее радикально-демократическая
группа верящие не в Бога, а в сверхъестественные силы, 24% из них поддерживали
Демократическую Россию, что намного превосходило и верующих, и атеистов. И еще:
вера в НЛО, cнежного человека, телепатию сильно связана с ценностями первого периода
радикально-демократического движения антикоммунизмом, желанием похоронить СССР,
приоритетом прав человека и рынка.
И в этом мы видим отщепление от массы. Большинство граждан РФ переживали развал
СССР как горе, а крушение советской идеологии пытались компенсировать возвратом к
традиционным для нашей страны религиям (прежде всего, Православию)443. А наиболее
радикально-демократическая и прорыночная часть образованного слоя заняла крайне
антисоветскую позицию и стала верить не в Бога, а в телепатию и снежного человека.
Международное измерение нашей болезни
. Отщепление интеллигенции от
советского народа произошло не только в самом СССР. Это явление всеобщее . При этом и
сам советский народ мы можем рассматривать как модельный объект всеобщего характера.
Начиная с 1917 г. к его становлению, развитию и судьбе было приковано внимание всего
мира, так что отношение к нему во всех культурах приобрело черты экзистенциального
выбора. Именно здесь корни и глубокой любви к советскому народу, и не менее глубокой
ненависти, которые наблюдались в мире в течение полувека444.
Почему же такое неравнодушие? Потому, что воплощение советского проекта давало
новый смысл всеобщим, фундаментальным вопросам бытия вопросам, от которых
господствующее меньшинство Запада, уповающее на технологии манипуляции сознанием,
старается отвлечь людей. Советский народ воплотил важные черты всех народов, которые
пытались избежать участи быть загнанными в зону периферийного глобального капитализма
или стремились освободиться от этой участи. А это более 80% населения Земли. Советский
проект означал альтернативу . Как писал в 1925 г. из СССР Дж.М.Кейнс, чувствуется, что
здесь лаборатория жизни.
Даже само утверждение, что альтернатива возможна
, обладает огромной
освободительной силой. Поэтому СССР, воплощавший это утверждение в наглядной
практике, вызывал у хозяев мира ненависть. Менее открытые и менее универсальные
аналогичные проекты такой ненависти не вызывают (примером может служить китайский
проект, особенно после того, как КНР намеренно резко сократила мессианскую деятельность
в третьем мире445).
Отношение к советскому проекту и советскому народу для интеллигента в любой
стране означало его позицию именно по фундаментальным проблемам бытия. А значит, его
позицию и по отношению к своему народу и его судьбе. Отщепление от советского народа
для западного интеллигента было признаком важного сдвига в его взглядах на
универсальные вопросы признаком отхода от универсализма Просвещения и заодно от его
рациональности, к постмодернизму.
Вспомним ход событий в этом процессе отщепления. Можно считать, что в начале
ХХ века мировоззренческим основанием установок мировой интеллигенции были
гуманистические представления Просвещения446. Они испытали тяжелый кризис во время
Первой мировой войны, но воспрянули с новой надеждой после выхода в 20-е годы на
мировую арену СССР. Интеллигенция не только стала социальной базой для повсеместного
возникновения коммунистических партий, но и была движущей силой ориентации рабочего
движения в социал-демократическом русле. Более того, интерес (и во многих отношениях
участие) к советскому народу интеллигенция и Запада, и Востока проявляла независимо от
злободневных политических позиций.
Во время Второй мировой войны симпатии к советскому народу усилились, но после
|