его день рождения, и 5 марта 2004 г. Известия напечатали интервью с таким
предисловием: Фазилю Искандеру исполняется 75 лет. В канун юбилея он встретился с
известным литературоведом Бенедиктом Сарновым, беседу двух литераторов Известия
предлагают вниманию читателей.
Фазиль Искандер говорит: Судя по прессе, в дальних районах страны, на Дальнем
Востоке, на Севере, людям как будто совсем плохо. И это не прибавляет оптимизма. Меня
удивляет, что, когда Ленин вводил НЭП, страна, безусловно, была в более тяжелом
положении с точки зрения внешней разрушенности. Наверное, тогда были люди, которые
тоньше поняли момент и лучше его использовали. За два-три года холодную, голодную
страну они накормили и создали нормальные условия жизни. Почему сейчас это не
получилось, я не совсем понимаю
Сочетание экономической свободы с общей диктатурой
на несколько лет, возможно, было бы полезней.
С другой стороны, в годы советской власти мы закупали хлеб, а сейчас продаем его за
границу, значит, мы не совсем точно знаем, что делается в селе. Значит, где-то нормально и
производительно работают крестьяне.
Когда слышишь такие вещи от взрослого человека, всегда недоумеваешь: он
притворяется наивным или действительно не понимает, что лепечет. При чем здесь Дальний
Восток, Север, если людям как будто совсем плохо по всей стране? И неужели он это
только из прессы узнал? Он что, не видит нищих в метро? Он не видит, как люди копаются в
мусорном баке у подъезда его дома? В это просто невозможно поверить чтобы их не
видеть, надо иметь уникальное зрение. А ведь это писатель, в среде наших демократов он
один из кандидатов на звание совесть нации 3-й степени.
И что значит, что во времена НЭПа страна была в более тяжелом положении с точки
зрения внешней разрушенности? Ну и слог у этого литератора (о смысле вообще
помолчим). И можно ли поверить, что он не знает, в чем суть рыночной реформы, которую
он так прославлял? Какое может быть сравнение с НЭПом, если нынешняя реформа
представляет из себя нечто абсолютно противоположное НЭПу? Тогда крестьянам дали
землю, а теперь отобрали можно ли в 75 лет не понимать разницы? И какой общей
диктатуры на несколько лет требуется этому демократу, как она помогла бы голодную
страну накормить и создать нормальные условия жизни? Разве недостаток диктатуры
помешал Чубайсу провести приватизацию, а Гайдару украсть сбережения населения
размером 400 млрд. долларов? Как этот Искандер представляет себе благотворное влияние
диктатуры на доходы бедняков? Диктатуру вводят, когда надо у людей что-то отнять, а они
упираются.
Наконец, обратите внимание на логику последнего абзаца. Раз мы продаем хлеб за
границу, значит, мы не совсем точно знаем, что делается в селе! Что это такое? Что за
обрывки мыслей бродят в голове этого интеллектуала? Какая связь между продажей хлеба и
выводом, что где-то нормально и производительно работают крестьяне? Говорят, когда-то
существовало т.н. пралогическое мышление человек не обладал навыками выявлять
причинно-следственные связи. Но как-то не ожидаешь встретить сегодня людей, сумевших
полностью утратить навыки логики и откатиться на несколько тысяч лет назад.
И этот бред Известия печатают с важным видом беседа двух литераторов!
Невозможность увязать концы с концами часто видна и в попытках объяснить
порожденные реформой общественные проблемы наследием проклятого прошлого.
Поскольку читатель или телезритель не имеет возможности анализировать каждое
некогерентное рассуждение, а поток их нескончаем, он и сам начинает мыслить по этому
шаблону и выпадает из рациональности.
Вот, видный социолог В.Н.Шубкин рассуждает о проблемах молодежи в условиях
кризиса: Все более усиливается беспросветность в оценках молодежи. Этому в немалой
степени способствует и дифференциация в системе образования, ибо плюрализм образования
ведет к тому, что в наших условиях лишь богатые получают право на качественное
образование. Бедные сегодня уже такого права не имеют
|