многом моральном банкротстве нынешней генерации российских реформаторов. Сказав об
этом банкротстве, он продолжает: Сказанное не столько критика, сколько горестная
констатация. И в какой-то мере самокритика. Я принадлежу к поколению
шестидесятников, которые немало способствовали процессу изменений после 1985 г., и
разделяю ответственность за то, что результаты этих изменений далеко разошлись с
первоначальными замыслами. Неудача как моих сверстников, так и следующих за ними по
возрасту деятелей, не доставляет мне никакой радости.
Какое благородство неудача его собственного дела не доставляет ему радости.
Историк полагает, что жертв этой неудачи должно растрогать его кокетство. А между тем,
если бы этих реформаторов постигла полная удача, то мы бы вообще уже ноги протянули.
Такая удача его порадовала бы?
В чем же заключается та ответственность, которую В.Г.Хорос разделяет с
реформаторами? Какую кару они приняли на свою голову? Банкротам полагается
выпрыгивать из окон небоскребов, а на лицах наших реформаторов сияют довольные
улыбки. Да и вообще, кто из них считает содеянное неудачей? Гайдар? Бурбулис? Кох? Не
приходилось таких признаний слышать. Они все сделали в точном соответствии с теми
замыслами, которые варились на кухнях шестидесятников, ни в чем результаты с этими
замыслами не разошлись. К чему пытаться их приукрасить для истории, рукописи не
горят.
И что делает В.Г.Хорос, чтобы сегодня хоть чуть-чуть поправить дело, кроме
горестных констатаций? А ведь именно он мог бы многое сказать поучительного о
философских основаниях всего антисоветского проекта шестидесятников. Хотя
психологический портрет этих интеллектуальных вожачков историк описывает правдиво:
Это отсутствие политической ответственности и того, что можно назвать психологией
государственного человека, сочетается у постсоциалистических реформаторов с
поразительным, доходящим порой до наивности (или цинизма) нарциссизмом. Они охотно
дают интервью, позируют фотографам. Они рекламируют свои идеи как последнее слово
экономической науки и презрительно третируют любого, кто заикнется о каком-то
государственном регулировании, как реставратора командно-административной системы.
Они упиваются своей властью, которой на деле не существует. Это типичное поведение
бывших аутсайдеров, наконец-то прорвавшихся наверх104.
Что же касается характерного в последнее время для интеллигенции чувства
безответственности, то его усилил заложенный в наше высшее образование евроцентризм ,
от вируса которого мы не сумели защитить сознание образованных людей. Точнее, не успела
дозреть до создания такой защиты наша массовая культура, а традиционными барьерами, как
например, китайцы, мы не были защищены. Евроцентризму присуще механистичное
мышление, не позволяющее увидеть хрупкости многих человеческих отношений и
общественных институтов. Сколько страшных маховиков раскрутили шестидесятники за
время выполнения своего проекта, скольких джиннов выпустили из бутылок! Достаточно
сказать об этническом насилии и терроризме джиннах, которые буквально были загнаны в
бутылку в советской системе.
Арабский философ Самиp Амин пишет, основываясь на богатом опыте тpетьего миpа:
«Совpеменная господствующая культуpа выpажает пpетензии на то, что основой ее является
гуманистический унивеpсализм. Но евpоцентpизм несет в самом себе pазpушение наpодов и
цивилизаций, сопpотивляющихся экспансии западной модели. В этом смысле нацизм,
будучи далеко не частной абеppацией, всегда пpисутствует в латентной фоpме. Ибо он
лишь кpайнее выpажение евpоцентpистских тезисов. Если и существует тупик, то это тот, в
котоpый загоняет совpеменное человечество евpоцентpизм»105.
Замечу, что мы здесь говорим именно о евроцентризме как философской установке, а
вовсе не о примитивном корыстном конформизме тех, по словам Пушкина, «для коих все
равно: бегать ли им под орлом французским, или русским языком позорить все русское
были бы только сыты». Таких у нас хватает, но не о них речь.
|