гипнотизерам. Много полезного, однако, можно почерпнуть из исследований социологов
стран СЭВ. Ведь процессы во многом сходные и даже, судя по ряду признаков, бархатная
революция ударила их по мозгам сильнее, чем нас. Вот некоторые поучительные для нас
выводы их обществоведов, приведенные в ценной книге Н.В.Коровицыной С Россией и без
нее: восточноевропейский путь развития (М.: Алгоритм, 2003).
Автор пишет: Пережив череду глубоких перемен, общество оказалось фактически
дезориентированным, в сильной мере вообще лишившись способности к рациональному
стилю мышления и поведения
Изменения, произошедшие в странах региона, были столь
значительны, что у восточноевропейского человека естественно возникал вопрос: а есть ли
жизнь после перехода?
Как же люди поддержали такие действия политической элиты, что их теперь гложут
сомнения в самой возможности жизни? О чем они думали, когда аплодировали своим
горбачевым? Они ведь наверняка хотели как лучше. Именно так, но только это
лучше-хуже они не мыслили в разумных земных понятиях и измерениях.
Давайте еще почитаем грустные выводы их ученых: Оппозицию коммунистическому
режиму в Польше, как впоследствии и в других странах региона, составляли не конкретные
социальные силы и не интересы отдельных групп общества, а эмоционально окрашенные
идеалы и ценности
Вся общественная жизнь была пронизана мифологизмами, а массовые
протесты имели характер преимущественно символический
Преобладало мнение, что рано
или поздно ситуация исправится автоматически как естественное вознаграждение за
принесенные народом жертвы. Сам протест выражался языком морального
сюрреализма
Марксизм-ленинизм и построенный на его основе соцреализм превратились
в социалистический гуманизм и базирующийся на нем социдеализм
Причем жители
крупных польских городов, передовая часть общества, обладали наиболее
нематериалистическим складом мировоззрения
Господствовало ощущение преддверия
новых грандиозных перемен, атмосфера нарастающего праздника.
Разве мы не узнаем самих себя в этих описаниях? Ведь и мы пошли за дудочкой
Горбачева из самых добрых побуждений. Польский социолог пишет: Коллапс реального
социализма произошел не в результате отказа от ценностей современного гуманизма, а,
напротив, благодаря радикальному и последовательному следованию им.
Об интересах забыли, а слезинку ребенка взвешивать аморально и она на весах
хватких политиков перевесила жизнь миллиона реальных детей. Что же приготовило и нас, и
поляков, к такому несовместимому с жизнью гуманизму? Многие стороны бытия в нашей
прежней системе. В частности, отход от низкого реализма. Сказано в той же книге:
Образованную восточноевропейскую молодежь 1970-х годов, выросшую в условиях
государственного и семейного патернализма, отличало и от всех предшествующих, и от
последующего поколения ощущение финансово-экономической и физической безопасности,
близкое к абсолютному.
Теперь образованная молодежь упала на землю. Давайте, потирая шишки, извлекать
уроки и делать выводы. У нас они поневоле будут иными, чем у поляков. Их Запад берет к
себе посчитал, что это для него будет дешевле. Нас туда не возьмут, надо обустраиваться у
себя дома. И первым делом закончить маскарад и войну призраков, перейти на жесткий
язык интересов. Это и есть то новое состояние, в котором мы обязаны жить после 14 марта.
Обязаны!
До сих пор мы следовали кто за призраком демократии или рынка, кто за
призраком коммунизма и справедливости, а над первым сроком В.В.Путина витал призрак
государственности. При его последнем взмахе крыльями и прошел В.В.Путин на второй
срок. И все! Кончились полеты во сне и наяву. Достанем карту нашей, реальной местности.
Вглядимся в нее и увидим на ней разломы и пропасти противоречия и конфликты
интересов реально существующих в нашем обществе социальных групп и группок. Из этой
карты и надо исходить, с ней и надо идти на переговоры, а если в них отказывают то и на
войну. Выиграем войну идей и все миром обойдется.
|