дошкольников с проблемами поведения проявляет тревожное отсутствие интереса к другим людям,
когда входит в ранний школьный возраст (Hastings, Zahn-Waxler, Robinson, Usher & Bridges, 2000).
Наконец, подростки с расстройством поведения гораздо реже своих сверстников чувствуют стыд, и им
не удается сдержать свои эмоции и действовать в соответствии с социальными нормами (Keltner, Moffitt
& Stouthamer-Loeber, 1995).
Эти данные указывают на подгруппу детей с проблемами поведения, у кого недостаток внимания
к интересам других может подвергнуть их опасности крайне антисоциальных и агрессивных поступков.
Для них характерен безразлично-безэмоциональный межличностный стиль (callous and unemotional
interpersonal style),
характеризующийся такими чертами, как недостаток чувства вины, отсутствие
эмпатии, эмоций, нарциссизм и импульсивность (Frick, Bodin & Barry, 2000; Frick & Ellis, 1999).
Поведение и характеристики, составляющие этот стиль, показаны в табл. 6.3. Несмотря на то, что в
отличие от других детей с проблемами поведения дети с безразличным и безэмоциональным стилем
обладают более высоким пониманием социальных норм, у них гораздо больше разнообразных проблем
поведения, они чаще сталкиваются с полицией, и у их родителей чаще встречаются антисоциальные
личностные расстройства (Christian, Frick, Hill, Tyler & Frazer, 1997; Frazer, 1997; Frick, O'Brien, Wootton
& McBurnett, 1994).
Таблица 6.3. Грубые и неэмоциональные черты и связанные характеристики
Черты грубости и
неэмоциональности
Нарциссические черты
Импульсивность
Не сочувствует другим
Не испытывает вину за свои
проступки
Не волнуется о том, насколько
хорошо успевает в школе или
выполняет работу
Плохо держит обещания
Не проявляет чувств или
эмоций
Не сохраняет старых друзей
Думает, что он или она важнее
других людей
Слишком превозносит свои
способности, достижения или
собственность
Использует других или
обманывает окружающих,
чтобы получить то, чего хочет
Может быть время от времени
обаятельным и при этом
неискренним или
поверхностным
Дразнит или насмехается над
другими
Сердится, когда его или ее
исправляют или наказывают
Действует, не думая о
последствиях
Не планирует заранее или
откладывает выполнение
действий до последней
минуты
Занимается опасной или
рискованной
деятельностью
Винит других в своих
ошибках Начинает быстро
скучать
Здесь вы можете посмотреть на врезку 6.1, чтобы уточнить свои знания о критериях DSM
подумайте, соответствует ли мультипликационный персонаж Барт Симпсон диагнозу оппозиционно-
демонстративного расстройства у детей.
Врезка 6.1
Барт Симпсон: оппозиционно-демонстративное расстройство или расстройство поведения?
(«Simpson's» (Симпсоны) популярный в США юмористический мультсериал о семье, которая
состоит из отца Гомера, матери Мардж, сына Барта, дочери Лайзы и крошки Мэгги. Это персонажи
желтого цвета с большими головами и глазами. Дети в этом мультфильме часто ссорятся и дерутся.
Мардж заботится о детях и пытается прекратить ссоры и драки. Гомер любит детей, но проводит много
времени за просмотром телевизора, все время ест и пьет пиво. Некоторые зрители не одобряют
«Симпсонов» и думают, что эта программа создает плохое впечатление об американской семейной
жизни, а другим кажется, что передача показывает проблемы и тревоги обычной семьи, которых нет в
«совершенных семьях» из мыльных опер. Прим. перев).
Проверьте свое знание критериев DSM-IV для оппозиционно-демонстративного расстройства
или расстройства поведения и подумайте, подходит ли мультипликационный персонаж Барт Симпсон к
одному из этих диагнозов? Вот список антисоциальных актов, совершенных Бартом:
|