Другие специфические тяжелые расстройства, вызванные нарушениями развития
Эта категория описывает нарушения социального взаимодействия, а также коммуникативные и
поведенческие расстройства, схожие с тяжелыми расстройствами, вызванными нарушениями развития,
но не отвечающие всем их критериям, а также критериям шизофрении или другого заболевания
(Volkmar, Shaffer, & First, 2000). Тяжелые нарушения развития схожей специфики точнее было бы
назвать нетипичным аутизмом (atypical autism), поскольку эта категория часто используется по
отношению к детям, которые обнаруживают характеристики, не отвечающие критериям аутизма в силу
позднего начала заболевания, нетипичных или недостаточных симптомов или сочетания перечисленных
признаков. Высказывалась озабоченность тем, что описание этой группы расстройств в том виде, как
оно представлено в DSM, является недостаточно определенным (Volkmar et al., 2000).
Итоги раздела
- Синдром Аспергера характеризуется преобладающими нарушениями социальных
взаимодействий, а также нетипичными интересами и паттернами поведения у детей с относительно
нормальным развитием когнитивных и коммуникативных навыков.
- Синдром Ретта представляет собой тяжелое неврологическое нарушение развития,
встречающееся у девочек, которое, возможно, является результатом специфических генных мутаций.
- Дети, страдающие дезинтегративным расстройством, утрачивают значительную часть ранее
приобретенных речевых и социальных навыков, а также навыков адаптивного поведения к возрасту до
10-ти лет, после периода внешне нормального развития.
- У детей, страдающих другими тяжелыми расстройствами, вызванными нарушениями развития,
наблюдаются нарушения социального взаимодействия, а также коммуникативные и поведенческие
расстройства, схожие с ТРВНР, но не обнаруживающие критериев определенного ТРВНР, шизофрении
или других заболеваний.
Детская шизофрения
В моем носу заключена власть, и я могу контролировать то, что показывают по телевизору, и то,
что люди говорят и делают.
(М. Nichols, 1995, стр. 73)
Это заявление, сделанное молодой девушкой, страдающей шизофренией, свидетельствует о
серьезности данного заболевания. Шизофрения это расстройство мозга, проявляющееся в
нарушении психических функций и поведения (D. A. Lewis & Lieberman, 2000). Шизофрения
характеризуется тяжелыми психотическими симптомами, такими как разнообразные формы бреда
(ложные убеждения), галлюцинации (ложное восприятие), расстройства мышления, чрезвычайно
дезорганизованное поведение, кататония (моторные дисфункции: от перевозбуждения до полной
неподвижности), крайне неадекватные или бедные эмоциональные реакции (flat affect), а также
значительные ухудшения или нарушения социального функционирования.
Раньше термином «детская шизофрения» обозначали разнообразные расстройства, не имевшие
между собой ничего общего, за исключением тяжелого и хронического проявления симптомов в раннем
детстве (Rutter, 1972). Шизофрениками нередко называли также детей, имеющих пограничные
(borderline) симптомы, или вовсе не имеющих психотических симптомов, у которых, по современным
стандартам, следовало бы диагностировать аутизм или другие тяжелые расстройства, вызванные
нарушениями развития. Ниже перечислены некоторые из факторов, отличающих детскую шизофрению
от детского аутизма:
- Появление проблем в более позднем возрасте.
- Менее серьезное нарушение интеллектуального развития.
- Менее серьезное нарушение социального взаимодействия и развития речи.
- Появление галлюцинаций и бреда по мере взросления.
- Наличие периодов ремиссий и рецидивов (relapse).
Ранее предпринимались попытки диагностировать детскую шизофрению как отдельное
|