Navigation bar
  Print document Start Previous page
 514 of 726 
Next page End  

заключается в том, что нельзя отделять церковь от государства; всякое действие, каждый объект, любая
связь являются частью Божественной природы. Возможность проявления Божественной природы в
любой момент вплетается в повседневную практику ислама. Это то, о чем молился пророк, и как он
жил.
Мухаммед
Мухаммед, или Мохаммед, (570—632) передал содержание Корана человечеству. Его
происхождение не было божественным, но он был вдохновлен свыше. На него смотрят как на человека,
который подошел очень близко к той идеальной жизни, о которой говорится в Коране.
«Когда человек читает Коран, два ангела целуют его в лоб» (Al-Ghazzali, 1972, р. 17).
Будучи главой первой исламской общины, Мухаммед занимался не только духовными
проблемами, но и активно участвовал в обычной жизни. Он успешно улаживал политические споры,
руководил армией, женился и растил детей — вдобавок к тому, что учил своих последователей
пониманию ислама. Он ввел понятие о пяти столпах ислама, сам следовал этим заветам и учил этому
других.
После ухода Мухаммеда в другой мир, к его вдове, Айше, пришла группа посетителей. Они
спросили ее: «Каков был пророк, посланник Господа?», «Читала ли ты Коран?» Она ответила: «Он сам
был живой Коран».
Учение суфиев и ортодоксальный Коран
Когда говорят «ислам», речь идет о поверхностной экзотерической религиозной практике, в то
время как суфизм сосредоточивает на духовных основах ислама и тонких эзотерических истинах. Рассказ
о встрече учителя суфизма и обычного человека, считающего себя очень благочестивым, иллюстрирует
эту разницу.
«Однажды пришел к учителю Байазиду человек и сказал: «Я постился и молился тридцать лет, и
нет у меня той духовной радости, о которой ты говоришь».
«Если бы ты постился и молился триста лет, ты все равно не познал бы эту радость», — был
ответ мудреца.
«Почему так?» — спросил человек.
«Твой эгоизм — это завеса между тобой и Богом».
«Скажи, как же мне излечиться?»
«Есть одно средство, но ты не сможешь его применить», — сказал Байазид. Тогда люди,
окружавшие учителя, стали просить, чтобы он рассказал, в чем лечение. Через некоторое время Байазид
заговорил:
«Иди к ближайшему цирюльнику и пусть он обреет твою голову. Сними с себя всю одежду,
только чресла оставь прикрытыми. Возьми суму, наполни ее орехами и повесь себе на шею. Пойди на
рынок и кричи там: „Каждый, кто даст мне по шее, получит орех!“ Затем пойди в суд и делай там то же
самое».
«Я не могу этого сделать, — сказал человек. — Посоветуй мне какое-нибудь другое средство».
«Это то, что необходимо сделать в первую очередь, чтобы излечиться, — ответил Байазид. — Но,
как я тебе уже сказал, ты неизлечим»» (Al-Ghazzali, 1964 а, р. 128-130).
Женщины и суфизм, женщины и Ислам
Всегда трудно выделить культурные, религиозные и психологические идеи, касающиеся особого
положения женщин; тем не менее необходимо попытаться понять, какую роль отводит женщинам
философия суфизма.
Начиная со времен первоначального становления ислама как мировой религии появились
женщины, которые среди последователей суфизма и в ортодоксальном исламе считались святыми. От
Рабии (Rabia, 717—801), и до настоящего времени эти святые почитались, и их духовный труд
Hosted by uCoz