Первая и самая главная дихотомия жизнь и смерть. Разум говорит нам: рано или поздно мы
умрем. Однако мы изо всех сил стараемся отрицать эту истину путем веры в жизнь после смерти
веры, не изменяющей того факта, что смерть рано или поздно прервет наше земное существование.
Вторая базовая дихотомия заключается в том, что, живя под знаком идеального представления о
полной самореализации личности, мы никогда не можем достичь желаемого уровня, поскольку жизнь
слишком коротка. «Только в том случае, если продолжительность жизни отдельного человека была бы
сопоставима с продолжительностью существования человечества в целом, он бы оказался в состоянии
принимать участие в общечеловеческом развитии, которое происходит в ходе исторического процесса»
(Fromm, 1947, р. 42). Люди пытаются решить этот вопрос по-разному: одни уверяют себя в том, что их
исторический период является пиком
человеческой эволюции; другие надеются на продолжение
развития после смерти.
Третья экзистенциальная дихотомия состоит в том, что мы абсолютно одиноки, но не можем
обходиться друг без друга. Мы осознаем, что разделены непреодолимой преградой, и в то же время
отдаем себе отчет в том, что счастье человека зависит от объединения с себе подобными. Будучи не в
состоянии полностью разрешить конфликт одиночества и единства, мы вынуждены предпринимать
шаги в этом направлении, чтобы не потерять рассудок.
Экзистенциальные потребности
В книге «Здоровое общество» (1955) Фромм утверждал, что психически здоровый человек
отличается от больного тем, что оказывается в состоянии найти ответы на экзистенциальные вопросы
ответы, которые в наибольшей степени отвечают его экзистенциальным потребностям.
Как и
поведение животных, наше поведение мотивируется такими физиологическими потребностями, как
голод, секс, безопасность и т. д., но их удовлетворение не приводит к разрешению человеческой
дилеммы.
Лишь специфические экзистенциальные потребности, присущие только человеку, могут
подтолкнуть нас на путь воссоединения с природой. Эти потребности выявляются в ходе эволюции
человеческой культуры, они вырастают из наших попыток раскрыть смысл своего существования,
избежав при этом помрачения рассудка. Другими словами, здоровый индивидуум обладает лучшей
способностью находить пути соединения с миром, удовлетворяя потребности в установлении связей,
преодолении себя, укорененности в мире, самоидентичности, наконец, в наличии системы ценностей.
Потребность в установлении связей
Первая экзистенциальная потребность человека это потребность в установлении связей,
стремление к объединению с другими людьми. Фромм определяет три основных направления, по
которым человек может вступать во взаимоотношения с миром: подчинение, власть и любовь. Чтобы
достичь единства с миром, человек может подчиниться другому человеку, группе, социальному
институту. «Делая этот шаг, он переступает границы своей обособленности, своего индивидуального
существования, становясь частью чего-то большего, нежели он сам, и осознает себя в контексте
власти, которой подчиняется» (Fromm, 1981, р. 2).
С точки зрения Фромма, подчинение и власть непродуктивные стратегии, не дающие
личности нормального здорового развития. Покорные люди ищут взаимоотношений с властными, а
властные с покорными. Когда покорный и властный человек находят друг друга, они часто вступают
в союзные отношения, удовлетворяющие их обоих. Хотя такой союз и может приносить партнерам
радость, он так или иначе препятствует движению к целостности и психологическому здоровью
личности. Партнеры «живут друг другом, удовлетворяя жажду
близости и вместе с тем испытывая
недостаток внутренней силы и уверенности в себе, которых требует от них свобода и независимость»
(Fromm, 1981, р. 2).
Люди, находящиеся в союзных отношениях, привязаны друг к другу, но не любовью, а отчаянной
жаждой установить связь, потребностью, которая никогда не может быть удовлетворена с помощью
подобного партнерства. В глубине такого союза лежит бессознательное чувство враждебности,
заставляющее человека, живущего в союзе, обвинять своего партнера в том, что тот не может полностью
|