ведете вечную конфликтную игру, превращающуюся в самоистязание. По мере того как процесс общения
продолжается, происходит взаимное узнавание, до тех пор пока вы наконец не придете к единству и
интеграции этих двух противоположных сил. После чего эта «гражданская война» завершится, и вы
сможете направить свою энергию на борьбу с внешним миром.
---
Оценка
Гештальт-терапия это, прежде всего, синтез подходов, дающих понимание психологии и
поведения человека. В качестве такого синтеза гештальт-терапия с успехом вобрала в себя многое из
психоаналитической и экзистенциальной психологии, а также отдельные элементы бихевиоризма
(акцент на поведении и том, что очевидно), психодрамы (проигрывание конфликтов), групповой
психотерапии (работа в группах) и дзэн-буддизма (акцент на мудрости, а не на интеллектуальности, и
упор на осознание настоящего). Дух гештальт-терапии отличается гуманизмом и ориентацией на
развитие, что, в дополнение к связям Фрица Перлса с Институтом Исален, сделало гештальт-терапию
значимой силой в движении за развитие человеческого потенциала. Здравый смысл, диалоговый
характер литературы по гештальт-терапии, а также установки, свойственные многим гештальт-
терапевтам, способствовали долгожданному снятию покрова таинственности с психотерапии.
В силу своего резкого выступления против многих превалирующих идей и частично из-за самой
личности Фрица Перлса (F. Perls, 1989) гештальт никогда не испытывал недостатка в критиках.
Критиковалось то, что гештальт делает акцент на чувствах, а не на мыслях, и на процессе, а не на
содержании (Jurjevich, 1978; Becker, 1982). Некоторые называли гештальт-молитву иррациональной
(Morris & Ellis, 1975), тогда как другие подвергали сомнению наиболее фундаментальные посылки
гештальта. «Некоторые из тезисов гештальта являются не только ложными, но и опасными. Среди них
следующие: человек функционирует лучше всего, когда он пребывает в одиночестве. Человеческая
природа хороша уже сама по себе... Всякое мышление невротично и незрело» (Cadwallader, 1984, р. 193).
К началу 1990-х гг. во всем мире насчитывалось 62 центра обучения гештальту.
Заключение
После смерти Фрейда появились, по крайней мере, три влиятельные постфрейдистские школы,
не считая более самобытного течения гештальта. Первая из них эго-психология, связываемая с Анной
Фрейд (наряду со многими другими, прежде всего с Хайнцем Хартманном [Heinz Hartmann]), разработала
концепцию защитных механизмов эго процессов, с помощью которых эго предохраняет себя от
осознания конфликтов между «оно» и суперэго и средства их истолкования, тем самым сделав
традиционные психоаналитические приемы более эффективными. Теоретики второй школы изучили
преэдипово развитие и конфликты. Мелани Клейн, Дональд Уинникотт и другие выдвинули идеи,
которые образуют базу того, что стали называть теорией объектных отношений. Эти теоретики
заметили, что многие из конфликтов, которые проявляются в эдипов период, можно также наблюдать у
очень маленьких детей, чьи первичные отношения представлены не треугольником (мать, отец,
ребенок), а простой диадой связи с матерью. По этой причине здесь в центре наблюдения оказались
отношения с матерью, называемой объектом любви.
Еще одна школа, основывавшаяся на концепциях
Кохута, разработала идею, сводящуюся к тому, что наиболее значимым аспектом индивидуальности
является не эго, а более фундаментальное выражение индивидуальности «я». Кохут назвал свою
теорию я-психологией и пытался ответить на вопрос, как психоанализ может залечить эти ранние раны.
И наконец, Фриц и Лаура Перлс создали гештальт-терапию, которая уделяет особое внимание
энергии эмоций, первичности «здесь и сейчас», а не прошлых событий, а также подходу и методу
лечения, которые используют конфронтационный стиль вместо менее непосредственных, больше
рассчитанных на внешнюю поддержку стилей, которые предпочитают другие новаторы-постфрейдисты.
|