которое часто дает повод для разных амфиболии (интересное сравнение этого рода будет
приведено в дальнейшей части этой главы). Но помимо этого характер мужчины всецело
погружен в сферу умопостигаемого и прочно укреплен там. Благодаря этому для нас опять
выясняется факт смешения характерологии и учения о душе, также общность их судьбы.
Характерологические различия женщин не имеют тех глубоких и прочных корней, которые
могли бы привести к развитию обособленной индивидуальности.
Пожалуй, не существует ни одной женской черты, которая в течение всей жизни
женщины, сохранилась бы в первоначальной своей чистоте, которая не изменилась бы
благодаря воздействию мужской воли и не отступила бы на задний план или окончательно
не уничтожилась бы под ее влиянием. Каковы дальнейшие различия между одинаково
мужественными и одинаково женственными индивидуумами этот вопрос я намеренно
оставлю пока в стороне. Но сделали мы это не потому, что сведение психологических
различий к принципу половых промежуточных форм дало нам больше, чем только одну из
тысячи руководящих нитей, которую можно найти в этой запутаннейшей из всех областей.
Мы исходили при этом из того простого соображения, что всякое скрещение с другим
принципом, всякое расширение линейного метода до плоскостного неблагоприятно
отразилось на этой первой попытке основательно разобраться в характерологических
явлениях. Эта попытка имеет в виду нечто больше установления характеров или
эмоциональных типов. Специально женская характерология должна явиться предметом
особого исследования, хотя и настоящая работа, по мере возможности, не упускала из виду
индивидуальных различий женщин. Мне кажется, что я при этом избежал поспешных и
ложных обобщений и утверждал только то, что в одинаковой степени и с одинаковой
справедливостью применимо ко всем женственным женщинам без исключения. Речь до сих
пор шла о Ж в самом общем смысле слова. Но так как мне в качестве возражения могут
выставить только один тип, то я нахожу нужным охарактеризовать здесь из всего множества
только пару самых противоположных типов. Все то низкое и гадкое, что я приписал
женщине, найдут неправильным в приложении к женщине матери.
Придется остановиться на этом несколько дольше. Тут же следует заметить, что никто
не может взяться за разрешение этой проблемы, не подвергнув одновременно изучению и
противоположный полюс матери, диаметрально противоположную возможность женской
натуры. Только таким путем нам удастся провести точные границы типа матери, резко
выделить свойства матери от всевозможных свойств, присущих другим женщинам.
Диаметрально противоположным типу матери является тип проститутки. Это
противопоставление так же мало можно вынести из каких-нибудь логических посылок, как и
противопоставление мужчины женщине. Последнее мы только видим, но никогда не
доказываем. То же самое и относительно первого: его мы должны разглядеть или найти в
опыте, Только тогда мы убедимся, что оно ничуть не нарушает стройности нашей схемы.
Всевозможные ограничения, которые здесь необходимо установить, будут рассмотрены в
дальнейшем. Пока мы только рассмотрим женщину с точки зрения двух типов, причем, в
одном случае преобладает один тип, в другом случае другой.
Эти оба типа мать и проститутка.
Наше деление может быть превратно понято, если мы не укажем на отличие его от
другого, очень распространенного подразделения. Нередко приходилось слышать, что
женщина является одновременно и матерью и возлюбленной. Мне трудно уяснить себе
мысль и пользу подобного разделения. Должно ли качество возлюбленной представлять
собою определенную стадию, которая необходимо предшествует материнству? В таком
случае оно не может быть длительной характерологи ческой особенностью. Далее, что
говорит нам понятие «возлюбленная относительно самой женщины? Ровно ничего, разве
только то, что ее любят. Придает ли это понятие женщине существенное качество, или оно
дает только внешнее определение ей? Быть любимой может быть одинаково как мать, так и
проститутка. В крайнем случае, можно было бы под видом возлюбленной описать целую
группу женщин, которая занимает среднее положение между матерью и проституткой,
|