Navigation bar
  Print document Start Previous page
 130 of 217 
Next page End  

любовь». На почве различных уклонений от строжайшего закона нравственности, а такие
уклонения свойственны всякому эмпирическому браку, уже невозможно найти вполне
удовлетворительное решение выдвинутой проблемой: вместе с браком явилось на свет и его
нарушение.
А все-таки только мужчина мог создать брак. Нет ни одного правового института,
который был бы создан руками женщин. Все право принадлежит мужчине, женщине –
только различные обычаи (поэтому совершенно ошибочен взгляд, по которому законы
развиваются из обычаев или наоборот. Оба – совершенно различные вещи). Только мужчина
чувствует потребность и обладает достаточной силой для того, чтобы ввести порядок в
запутаннейшие половые отношения. Это является выражением его общего стремления к
порядку, правилу, закону. И кажется, что у многих народов на самом деле было некогда
время, когда женщина могла пользоваться большим влиянием на устои социальной жизни,
но тогда не было ничего похожего на брак: эпоха патриархата есть эпоха многомужества.
Различное отношение матери и проститутки к ребенку дает повод к дальнейшим весьма
ценным выводам. Женщина, в которой преобладают черты проститутки, и в сыне своем
прежде всего видит мужчину, и ее отношение к нему всегда носит половой характер. Так как
нет женщины, которая всецело была бы матерью, то едва уловимый оттенок полового
влияния сына на свою мать можно заметить повсюду. Поэтому-то я и считаю отношение к
дочери самым надежным масштабом материнской любви. Не подлежит сомнению, что
каждый сын стоит в известных половых отношениях к своей матери, хотя бы эти отношения
были тщательно скрыты от взоров как сына, так и матери. Эти отношения ярко сказываются
в том факте, что для многих мужчин мать является главным объектом их половых фантазий
во время сна («Сон Эдипа»). У некоторых это проявляется в раннем периоде их половой
зрелости, а у других и позже, но как в том, так и в другом случае, подобные фантастические
картины совершенно вытесняются из воображения сына в бодрствующем сознании. Что и в
действительных отношениях истинной матери к своему ребенку заключается глубокий
половой элемент, в этом можно убедиться на том бесспорном факте, что кормление ребенка
грудью доставляет матери чувство мучительного наслаждения. Это так же несомненно, как и
тот анатомический факт, что под сосками женских грудей находится эректильная ткань,
раздражением которой, как доказано физиологами, можно вызвать сокращение маточной
мускулатуры. Как пассивность, которая обусловлена фактом сосания ребенком молока, так и
тесное физическое прикосновение во время кормления, представляет поразительную
аналогию с ролью женщины в акте оплодотворения. Этим объясняется прекращение
месячных регул во время кормления и нам до некоторой степени становится понятным
неясная, но очень глубокая ревность мужчины даже к грудному ребенку. Но кормление
ребенка – исключительно материнское занятие. Чем женщина сильнее приближается к типу
проститутки, тем меньше у нее будет желания самой кормить ребенка, тем меньше она в
состоянии будет это сделать. Поэтому нельзя отрицать того, что в отношении матери к
ребенку уже заключено нечто родственное отношению между женщиной и мужчиной.
Материнство такая же всеобщая черта, как и сексуальность, и та, и другая проявляются
у различных существ с неодинаковой силой, Женщина, которая является воплощением
материнства, должна раскрывать эту черту не только в отношениях к своему кровному
ребенку, но прежде всего в отношениях ко всем людям без исключения. Правда,
впоследствии интерес к собственному ребенку до того поглощает все остальное, что такая
женщина в случае конфликта поступает крайне слепо, несправедливо, иногда даже
безжалостно по отношению к другим. Интереснее всего здесь отметить отношение
девушки-матери к своему возлюбленному. Женщина-мать, еще будучи девушкой, проявляет
чисто материнские чувства к мужчине, которого она любит, и даже к тому мужчине, которой
впоследствии должен стать отцом ее ребенка. Он уже сам в известном смысле ее ребенок. В
этой именно черте, одинаково свойственной как матери, так и любящей женщине,
проявляется глубочайшая сущность этого типа женщин: она именно и есть тот корень, вечно
живой, сросшийся с почвой, вечно распускающийся, от которого единичный мужчина
Hosted by uCoz