любовь». На почве различных уклонений от строжайшего закона нравственности, а такие
уклонения свойственны всякому эмпирическому браку, уже невозможно найти вполне
удовлетворительное решение выдвинутой проблемой: вместе с браком явилось на свет и его
нарушение.
А все-таки только мужчина мог создать брак. Нет ни одного правового института,
который был бы создан руками женщин. Все право принадлежит мужчине, женщине
только различные обычаи (поэтому совершенно ошибочен взгляд, по которому законы
развиваются из обычаев или наоборот. Оба совершенно различные вещи). Только мужчина
чувствует потребность и обладает достаточной силой для того, чтобы ввести порядок в
запутаннейшие половые отношения. Это является выражением его общего стремления к
порядку, правилу, закону. И кажется, что у многих народов на самом деле было некогда
время, когда женщина могла пользоваться большим влиянием на устои социальной жизни,
но тогда не было ничего похожего на брак: эпоха патриархата есть эпоха многомужества.
Различное отношение матери и проститутки к ребенку дает повод к дальнейшим весьма
ценным выводам. Женщина, в которой преобладают черты проститутки, и в сыне своем
прежде всего видит мужчину, и ее отношение к нему всегда носит половой характер. Так как
нет женщины, которая всецело была бы матерью, то едва уловимый оттенок полового
влияния сына на свою мать можно заметить повсюду. Поэтому-то я и считаю отношение к
дочери самым надежным масштабом материнской любви. Не подлежит сомнению, что
каждый сын стоит в известных половых отношениях к своей матери, хотя бы эти отношения
были тщательно скрыты от взоров как сына, так и матери. Эти отношения ярко сказываются
в том факте, что для многих мужчин мать является главным объектом их половых фантазий
во время сна («Сон Эдипа»). У некоторых это проявляется в раннем периоде их половой
зрелости, а у других и позже, но как в том, так и в другом случае, подобные фантастические
картины совершенно вытесняются из воображения сына в бодрствующем сознании. Что и в
действительных отношениях истинной матери к своему ребенку заключается глубокий
половой элемент, в этом можно убедиться на том бесспорном факте, что кормление ребенка
грудью доставляет матери чувство мучительного наслаждения. Это так же несомненно, как и
тот анатомический факт, что под сосками женских грудей находится эректильная ткань,
раздражением которой, как доказано физиологами, можно вызвать сокращение маточной
мускулатуры. Как пассивность, которая обусловлена фактом сосания ребенком молока, так и
тесное физическое прикосновение во время кормления, представляет поразительную
аналогию с ролью женщины в акте оплодотворения. Этим объясняется прекращение
месячных регул во время кормления и нам до некоторой степени становится понятным
неясная, но очень глубокая ревность мужчины даже к грудному ребенку. Но кормление
ребенка исключительно материнское занятие. Чем женщина сильнее приближается к типу
проститутки, тем меньше у нее будет желания самой кормить ребенка, тем меньше она в
состоянии будет это сделать. Поэтому нельзя отрицать того, что в отношении матери к
ребенку уже заключено нечто родственное отношению между женщиной и мужчиной.
Материнство такая же всеобщая черта, как и сексуальность, и та, и другая проявляются
у различных существ с неодинаковой силой, Женщина, которая является воплощением
материнства, должна раскрывать эту черту не только в отношениях к своему кровному
ребенку, но прежде всего в отношениях ко всем людям без исключения. Правда,
впоследствии интерес к собственному ребенку до того поглощает все остальное, что такая
женщина в случае конфликта поступает крайне слепо, несправедливо, иногда даже
безжалостно по отношению к другим. Интереснее всего здесь отметить отношение
девушки-матери к своему возлюбленному. Женщина-мать, еще будучи девушкой, проявляет
чисто материнские чувства к мужчине, которого она любит, и даже к тому мужчине, которой
впоследствии должен стать отцом ее ребенка. Он уже сам в известном смысле ее ребенок. В
этой именно черте, одинаково свойственной как матери, так и любящей женщине,
проявляется глубочайшая сущность этого типа женщин: она именно и есть тот корень, вечно
живой, сросшийся с почвой, вечно распускающийся, от которого единичный мужчина
|