проститутки доказывает насколько прав был Шопенгауэр, говоря, что взгляд, согласно
которому целью всякой половой жизни является производство будущих поколений, лишен
всеобщего значения. Из того факта, что женщины-матери проявляют особенно жестокое
отношение к животным, можно убедиться, насколько все их помыслы направлены к жизни и
сохранению своего рода. Следует присмотреться, с каким невозмутимым спокойствием
домовитая хозяйка и мать шлет на заклание одну курицу за другой. Надо заметить, что все
это она совершает с чувством глубокого удовольствия по поводу исполняемого ею
похвального долга. Ибо всякая медаль имеет свою обратную сторону, обратной же стороной
матери является мачеха. Женщина может быть матерью только по отношению ко своему
ребенку, ко всему остальному она мачеха.
Итак, женщина мать всецело живет мыслью о сохранении рода. Для доказательства
этого положения достаточно обратить внимание на своебразное отношение ее ко всем
предметам, которое служат целям питания. Она не может хладнокровно смотреть на то, что
какая-нибудь съедобная вещь, будь то даже самый жалкий объедок, пропадает напрасно.
Совершенно обратное отношение замечается у проститутки. Она, подчиняясь минутному
капризу своему, заготовляет огромные запасы съестных веществ и нисколько не страдает,
когда эти запасы пропадают самым бесполезным образом. Мать скупа и мелочна,
проститутка же расточительна, капризна. Сохранение рода является основной целью жизни
матери. Вот почему она вечна носится с заботой о хорошем питании своих детей, вот почему
ничто не в состоянии доставить ей столько удовольствия, как здоровый хороший аппетит их.
Неразрывно с этим связано ее отношение к хлебу и ко всему, что может быть названо
хозяйством. Церера отменная мать, этот факт особенно ясно выражен в ее греческом имени
Деметры. Мать воспитывает своего ребенка физически, но не духовно. Со стороны матери
отношение ее к ребенку носит всегда физический характер. Это проявляется во всех ее
поступках, начиная от поцелуев и ласк, которыми она осыпает его в детстве, и кончая
заботами, которые как бы окутывают существо его в период возмужалости. Бессмысленное
восхищение, которое способно вызвать в матери всякое внешнее проявление грудном
младенца, имеет в своей основе то же начало: сохранение и поддержание земного жизни.
Из всего этого вытекает, что с нравственной точки зрения нельзя особенно высоко
ставить материнскую любовь. Ведь каждый может с полным основанием спросить себя:
настолько умалилась бы любовь матери к нему, если бы он представлял из себя нечто совсем
другое, чем он есть на самом деле! В этом вопросе лежит центр тяжести всей нашей
проблемы. Пусть дадут ответ на него те, которые в материнской любви видят доказательство
нравственного величия женщины. Определенная индивидуальность ребенка не имеет
никакого значения для материнской любви. Для нее достаточно одного того, что он ее
ребенок: в этом лежит безнравственность ее. Во всякой любви мужчины к женщине, даже в
любви к представителю одного с ним пола главную роль играет определенное существо с
известными физическими и психологическими качествами, одна только материнская любовь
неразборчива: она простирается на все, что мать когда-либо носила в своем чреве. Это
роковая истина, роковая как для матери, так и для ребенка, но нельзя не видеть, что именно в
этом заключается вся безнравственность материнской любви, той любви, которая остается
всегда одинаковой, становится ли сын святым или преступником, королем или нищим,
остается ли он ангелом или превращается в мерзкое чудовище. Не менее безнравственно и
притязание детей на любовь со стороны их матери, притязание, которое всецело покоится на
том, что они ее дети (особенно требовательны в этом отношении дочери, но нельзя также
сказать, чтобы и сыновья были без греха). Материнская любовь безнравственна, так как она
не выражает определенного отношения к чужому «я», а представляет из себя с самого начала
состояние какой-то срощенности. Как и всякая безнравственность, она является нарушением
чужих границ. Отношение одной индивидуальности к другой вот истинно нравственное
отношение. Материнская же любовь отвергает понятие индивидуальности, являясь в основе
своей неразборчивой и навязчивой. Отношение матери к ребенку есть не что иное, как
система рефлекторных взаимоотношений между ними. Таков вечный и неизменный характер
|