которая, как увидим дальше, каждый мужчина в силу особой потребности своей предъявляет
к женщине. И на первый взгляд это может показаться действительно правильным: ведь для
женщины матери мужчина сам по себе не играет никакой роли, а если он и играет
некоторую роль, то в той только мере, в какой она может относится к нему, как к ребенку.
Но следует заметить, что целомудрие чуждо в одинаковой степени как женщине матери,
все мысли которой направлены на ребенка, так и проститутке, которая страстно жаждет
мужчину.
Эта иллюзия нравственности не остается без награды: мужчина самым
неосновательным образом возносит женщину мать в моральном и социальном отношении
над проституткой. Женщина-проститутка совершенно игнорирует тот масштаб ценности,
которого придерживаются мужчины. Она не подчиняется идеалу девственности, которого
мужчины так настойчиво требуют. Она протестует против всего этого в самых
разнообразных формах. В открытой ли форме светской дамы, в слабой ли, массивной форме
демимондки или, наконец, в форме открытой демонстрации уличной проститутки все в ней
протест. Этим объясняется исключительное положение проститутки в обществе: она стоит
вне права, вне закона, вне сферы социального уважения. Женщине-матери не стоит
особенного труда подчиниться воле мужчины: ведь главным для нее является жизнь ребенка,
жизнь рода.
Другое дело проститутка. Она по крайней мере живет исключительно своей жизнью,
хотя бы ей это досталось (я беру крайний случай) ценой общественном презрения. В ней,
правда, нет того мужества, что у матери, она труслива насквозь, но зато обладает
неизменным коррелатом трусости, т. е. нахальством, а потому она и не стыдится своем
бесстыдства. Склонная от природы к многомужеству, она отдается всем мужчинам, не
ограничиваясь одним только основателем семьи. Она дает безграничный простор своему
влечению, удовлетворяя его на зло всему.
Она владычица, которая отлично понимает, что в ее руках власть.
Женщину-мать легко смутить, еще легче оскорбить, проститутку же никто не в
состоянии задеть, оскорбить. Мать, как хранительница рода, семьи, обладает сознанием
чести, проститутка же игнорирует всякое общественное уважение, в этом ее гордость, это
заставляет ее высоко держать свою голову. Но мысль, что у нее нет никакой власти, эту
мысль она не в состоянии понять. Все люди заняты ею, думают только о ней живут ею
одной, вот в чем ее никак разубедить нельзя. Оно и в действительности так.
Женщина-проститутка эта женщина, как дама, обладает наибольшей властью среди всех
других людей. Она оказывает преобладающее, даже исключительное влияние на всякую
человеческую жизнь которая не определяется мужскими союзами (начиная с гимнастических
клубов и кончая государством).
Здесь мы видим полнейшую аналогию между проституткою и великим завоевателем в
области политики. Подобно Александру и Наполеону, великая, чарующая своею прелестью
проститутка рождается раз в тысячу лет и, родившись, победоносно шествует по всему миру,
подобно этим великим завоевателям.
Каждый такой человек содержит в себе нечто родственное проститутке (каждый
политик является некоторым образом и народным трибуном, а в трибунате лежит элемент
проституции). В сознании своей власти ни завоеватель, ни проститутка не могут быть
смущены кем бы то ни было, в то время как другие люди очень легко смущаются. Как и
великий трибун, всякая проститутка уверена, что она может осчастливить человека своим
разговором с ним. Обратите внимание на такую женщину, когда она обращается к
полицейскому за справкой или входит в какой-нибудь магазин. Безразлично, приказчики ли
там или приказчицы, купила ли она ценную или очень ничтожную вещь, она глубоко
убеждена в том, что раздает какие-то подарки на все стороны. Те же элементы можно
раскрыть и во врожденном политике. Стоит только вспомнить отношение Гете, насквозь
проникнутого сознанием своего «я», к Наполеону в Эрфурте для того, чтобы видеть, что
многие глубоко убеждены в этой способности подобных людей действительно одарять всех
|