своим. Не может он этого сделать как в том случае, если он сам Наполеон, так и в том
случае, когда он вдруг захотел бы осуществить свои идеалы, чего Наполеон ни в коем случае
не сделал бы: чернь, этот истинный владыка его, живо вразумил бы его. Всякое «наказание
воли» имеет значение только для формального акта инициативы, но воля властолюбца
свободной быть не может.
Каждый император отлично чувствует свою связь с народными массами, а потому они
как бы инстинктивно стоят за конституцию, за народные или военные собрания, за всеобщее
избирательное право (Бисмарк в 1866 г.). Не Марк Аврелий и Диоклетиан, а Клеон, Антоний,
Фемистокл, Мирабо вот личности, в которых вполне отлилась фигура политика. Ambitio в
собственном смысле слова значит «хождение вокруг». Это именно и делают, как трибун, так
и проститутка. Эмерсон говорит, что Наполеон гулял «инкогнито» по улицам Парижа с тем,
чтобы прислушиваться к ликованию и восторженным крикам толпы. То же самое говорит
Шиллер о Валенштейне.
«Великие люди дела», как известное явление, уже с давних пор приковывали к себе
внимание художников (не философов) своей исключительной своебразностью. Неожиданная
аналогия, которая была развита мною, облегчит нам задачу понимания этого явления;
Постараемся проанализировать и уложить в рамки какого-нибудь определенного точного
понятия. Антоний (Цезарь) и Клеопатра люди весьма похожие друг на друга. Большинство
людей увидят, пожалуй, в этой параллели какую то фикцию, но для меня эта аналогия не
подлежит никакому сомнению, как бы сильно ни расходились на первый взгляд эти люди.
«Великий человек дела» отказывается от своей внутренней, духовной жизни с тем, чтобы,
изжить себя в мире и уничтожиться, подобно всему изжитому, вместо того, чтобы вечно
пребывать в виде чего-то внутренне пережитого. Свою собственную ценность он со всей
свирепостью отвергает и держит себя всю жизнь вдали от нее. То же самое представляет
собою и проститутка: она нагло бросает в лицо всему обществу ту ценность, которую могла
приобрести от него в качестве матери, но не для того, чтобы углубиться в свою внутреннюю
сущность и вести созерцательную жизнь, а исключительно с тем, чтобы дать полный простор
своему чувственному влечению. Оба они, великая проститутка и великий трибун, являются
факелами с ослепительным далеким светом, их путь усеян грудою трупов, но они погасают,
как метеоры, бессмысленно, бездельно для человеческой мудрости, не оставив по себе
ничего неизменного, ничего вечного. Только мать и гений ведут свою тихую работу,
рассчитанную на будущность. Поэтому трибун и проститутка получили название «бичей
Божьих». Они рассматриваются, как явления глубоко антиморальные.
Здесь мы еще раз убеждаемся, насколько правильно было господствовавшее в свое
время мнение, согласно которому «великий человек воли» был исключен из понятия гения.
Не только философский, но и художественный гений имеет ту характерную особенность, что
теоретическое или образное мышление преобладает у него над всем практическим.
Нам предстоит еще исследовать мотив, который руководит проституткой. Познать
сущность матери было относительно легко: она является совершеннейшим орудием для
сохранения рода. Познать же сущность проституции представляется делом более сложным и
запутанным. Человек, который задумывается над ней несколько глубже, несомненно
переживал моменты, когда он терял всякую надежду придти к какому-нибудь
окончательному результату по этому вопросу. Все дело заключается в различном отношении
матери и проститутки к акту оплодотворения. Надо полагать, что разбор этого вопроса, как и
вообще вопроса о проституции, сочтут делом вполне достойным философа. Было бы
смешно, если бы мне пришло слышать обратное. В каждом произведении дух исследования
является тем моментом, который придает достоинство всему предмету. Скульптор или
живописец очень часто задавались вопросом о том, что ощущает Леда или Даная.
Художники, которые избирали предметом своего творчества проститутку (мне известны в
этом направлении «Исповедь Клода», Гортензии, «Рене» и «Нана», Золя, «Воскресение»
Толстого, наконец, Соня создание одного из величайших гениев Достоевского), всегда
имели в виду изобразить нечто общее, а не отдельные частные случаи. Где есть общее, там
|