Женщина не обладает ни глубоким, ни высоким, ни острым, ни прямым умом. Она
скорее прямая противоположность всего этого. Насколько мы видели, к ней вообще
неприменимы признаки интеллектуальности. Она, как целое, представляет собою отрицание
всякого смысла, она бессмысленна. Но это еще не означает, что она слабоумна, по крайней
мере, в том смысле, в каком понимает это слово немецкий язык, а именно в смысле
полнейшего отсутствия самой элементарной способности ориентироваться в практических
явлениях повседневной жизни. Наоборот, там, где дело идет о достижении близких ей
эгоистических целей, Ж проявляет гораздо больше хитрости, расчета, «сметки», чем М.
Женщина никогда не бывает так глупа, как иногда мужчина. Действительно ли женщина
лишена всякого значения? Неужели ей чужда какая-нибудь более общая цель? Не имеет ли
она своего определенного назначения? Не кроется ли в основе женщины, несмотря на всю ее
бессмысленность и ничтожество, определенная задача в мировом целом? Живет ли она во
имя какой-нибудь миссии, или ее существование одна только случайность и насмешка?
Чтобы выяснить смысл существования женщины, мы возьмем исходным пунктом одно
явление, которое нигде еще не удостаивалось более или менее серьезной оценки, серьезного
разбора, несмотря на то, что оно далеко не ново и всем в достаточной мере известно. Это не
что иное, как явление сводничества, которое дает нам вполне надежное средство для
постижения глубочайших основ природы женщины.
Анализ сводничества приводит нас на первых порах к моменту покровительства и
сведения двух лиц, которые могут вступить в подовые отношения между собою в форме ли
брака или в какой-либо другой форме. Каждая женщина без исключения уже в самом раннем
детстве своем проявляет стремление создать какие-либо отношения между двумя лицами:
совсем маленькие девочки оказывают посреднические услуги даже поклонникам своих
старших сестер. Правда, склонность к сводничеству особенно отчетливо проявляется только
тогда, когда женщина, как отдельный индивидуум, уже успела себя обеспечить выходом
замуж, но эта черта не покидает ее все время в течение периода между половым созреванием
и свободой. В этот период влечение к сводничеству сильно умеряется чувством зависти к
конкуренткам и боязнью оказаться наиболее слабой среди них в борьбе за мужчину, но такое
состояние длится лишь до того момента, когда женщине счастливо удается завладеть своим
мужем, опутать и окрутить его деньгами или теми отношениями, которые соединяют его с ее
семьею. В этом заключается причина того явления, что только в браке женщина изо всех сил
старается поженить сыновей и дочерей своих знакомых. Сильная страсть к сводничеству у
старух, которые совершенно лишены заботы о собственном половом удовлетворении, факт
настолько общеизвестный, что старую женщину даже называют, без всякого основания,
типичной сводницей.
Свое стремление к сводничеству женщины распространяют также и на мужчин Они
всячески стараются поженить их. В этом отношении особенной настойчивостью и
изобретательностью отличаются женщины, которые хотят женить своих сыновей. Всякая
мать хочет поскорее видеть своего сына женатым, и это желание совершенно не считается с
индивидуальной своеобразностью его. В этом естественном стремлении всякой матери
хотели видеть нечто высшее, свойственное природе материнской любви, которую нам
пришлось развенчать в одной из предыдущих глав. Есть много матерей, которые убеждены в
том, что брак может обеспечить безоблачное счастье своим сыновьям, которые подчас к
брачной жизни совсем не расположены, которые не созданы для нее. Но уже без сомнения
очень многие женщины лишены этого убеждения, и в их действиях роль сильнейшего
мотива играет влечение к сводничеству, непосредственное отвращение к холостой жизни
мужчины.
Мы видим, что женщины подчиняются какому-то чисто инстинктивному,
коренящемуся глубоко в их природе влечению, даже и тогда, когда они стараются выдать
замуж своих дочерей. Какие-либо логические соображения, без сомнения, в данном случае
совершенно отсутствуют. Что же касается соображений материального характера, то они
играют здесь самую незначительную роль. Нельзя далее сказать, чтобы в своих заботах о
|