безропотно подчинилась влиянию с их стороны. Могущественнейший толчок необходим для
того, чтобы искоренить этот огромнейший, сросшийся с нею психический комплекс, чтобы
женщина очутилась в сотоянии интеллектуальной беспомощности, которая так типична для
истерии. Необычайный испуг может опрокинуть эту искусственную постройку и превратить
женщину в поле битвы между бессознательной для нее вытесненной природой и хотя
сознательным, но неестественным для нее духом. Наступающее вслед за этим метание то в
одну, то в другую сторону объясняет нам необыкновенную психическую прерывистость во
время истерических страданий, постоянную смену различных настроений, из которых ни
одно не может быть схвачено, фиксировано, подвергнуто наблюдению или познано
каким-нибудь элементом сознания, господствующим над всем состоянием. В связи с этим
находится чрезвычайная восприимчивость к испугу, свойственная истеричкам. Тем не менее
есть основания в этом случае предположить, что очень много поводов к испугу, который
объективно не имеет никакого отношения к половой сфере, воспринимаются ими в качестве
половых. Кто теперь скажет, с чем связывается у них переживание, вызвавшее в них испуг,
которое при том по всем признакам совершенно лишено сексуальных элементов?
Совмещение целого ряда всевозможных противоречий в истеричках всегда вызывало в
людях удивление. С одной стороны, они отличаются развитым критическим умом и строгой
последовательностью и верностью своих суждений, сильно противятся действию гипноза и
т.д.. С другой стороны, они сильно возбуждаются под влиянием самых незначительных
явлений и склонны впадать в самый глубокий гипнотический сон С одной стороны, они
кажутся нам неестественно целомудренными, а с другой необычайно чувственными.
Но все это легко объясняется с излагаемой здесь точки зрения. Глубокая правдивость,
бескорыстная любовь к истине, строгое избегание всего полового, осмысленное суждение и
сила воли все это составляет лишь частицу той псевдоличности, которую женщина, по
своей пассивности, разыгрывает перед собой и всем миром. Все то, что свойственно ее
истинной природе и составляет ее единственный смысл, образует собою, «отделившуюся
личность», ту «бессознательную душу», которая может проявиться в самых разнообразных
непристойностях или подчиниться безраздельному влиянию со стороны других. В фактах,
известных под именем «duplex» и «multiplex personality», «double conscience» или
«раздвоение Я», хотели узреть один из убедительнейших аргументов против допущения
единой души. В действительности же все эти явления дают лучшее указание на то, что и где
можно говорить о ее единой душе. «Раздвоение личности» возможно только там, где с
самого начала отсутствует личность, как это бывает у женщины. Все знаменитые случаи,
которые описаны Жане в книге «Психологический автоматизм» относятся только к
женщинам. Ни один из них не имеет отношения к мужчине. Только женщина, лишенная
души и умопостигаемого «я», не в состоянии познать своего внутреннего содержания, не в
силах озарить духовный мир светом истины. Только она может превратиться в игрушку
чужого сознания, совершенно пассивно проникающего в ее существо, и побуждений,
заложенных глубоко в ее истинную природу, что предполагает Жане при описании
истерических явлений. Только она может в такой сильной степени притворяться, жаждать
полового акта и вместе с тем испытывать страх перед ним, маскироваться перед собой и
скрывать свое истинное хотение в непроницаемую оболочку кокона. Истерия есть
банкротство внешнего, мнимого «я», поэтому она превращает иногда женщину в «tabula
rasa».Последняя кажется лишенной всех собственных влечений («анорексия»). Но это
продолжается до тех пор, пока не проявляется истинная натура женщины, которая
решительно протестует против лжи истерического отрицания. Если этот «chos nerveux», эта
психическая «trauma» является испугом действительно асек-суального характера, то тем
самым лучше всего доказывается вся слабость и неустойчивость усвоенного «я», которое
исчезает и, таким образом, дает возможность проявиться истинной природе.
Появление последней и есть именно та, «противоволя» Фрейда которая ощущается, как
нечто совершенно чуждое. От этой «противоволи» больная хочет спастись, прибегнув к
помощи ложного «я», которое в теперешнем состоянии превратилось в нечто дряхлое и
|