Но женская стыдливость, это не что иное, как демонстративное отрицание и отвержение
собственной нецеломудренности. Если в женщине можно обнаружить такие черты, которые
указывают на стыдливость, то можно быть заранее уверенным, что в ней мы найдем в
соответственной мере и истерию. Совершенно неистеричная женщина та, которая абсолютно
не поддается влиянию, т. е. абсолютная мегера не покраснеет даже тогда, когда мужчина
сделает вполне заслуженный упрек. Зачатки истерии лежат там, где женщина краснеет под
непосредственным влиянием порицания со стороны мужчины. Но женщина вполне
истерична только тогда, когда она краснеет при отсутствии всякого постороннего человека,
будучи совершенно одна: только тогда она всецело проникнута другим человеком,
пропитана мужской оценкой.
Женщины, которые близки к состоянию, известному под именем половой анестезии
или холодности, являются, на мой взгляд, который кстати сказать вполне совпадает с
выводами Поля Солье, истеричками. Сексуальная анестезия есть один только вид
бесчисленного количества истерических, другими словами, неистинных, ложных анестезий.
Ведь в точности известно, особенно благодаря опытам Оскара Фогта, что подобные
анестезии не представляют собою действительного отсутствия ощущений, а являются
известным принудительным началом, которое устраняет и исключает из сознания некоторые
ощущения. Если уколоть несколько раз анестезированную руку загипнотизированной
женщины и одновременно попросить медиума назвать какое-нибудь любое число, то он
назовет число полученных им уколов, которое он не решался перципиировать в силу
определенного приказания. И половая холодность возникла по известной команде: под
влиянием принудительной силы-усвоения чужого асексуального жизнепонимания,
проникшего в сознание женщины из внешней среды. Но и холодность, подобно всякой
анестезии, можно также уничтожить по команде.
Совершенно так же, как с физической нечувствительностью к половому акту, обстоит
дело и с отвращением к половой жизни вообще. Подобное отвращение, или интенсивное
отрицательное отношение ко всему сексуальному, действительно ощущается некоторыми
женщинами, и вот тут как раз уместно было бы подумать, что рушится наш взгляд, согласно
которому сводничество является всеобщей чертой, вполне тождественной женственности.
Женщины, которые склонны к заболеванию оттого, что им случилось застать двух людей
при выполнении полового акта, несомненно и всегда истерички. Здесь с особенной
убедительностью обнаруживается правильность теории, по которой сводничество является
истинной сущностью женщины, а сексуальность последней подчинена сводничеству, как
отдельный, специальный случай его. Женщина может стать истеричкой не только благодаря
половому насилию, которое было совершенно над ней и от котором она внешним образом
защищается, хотя внутренне и далека от его отрицания, но также и при взгляде на
какую-нибудь пару, совершающую акт совокупления, правда, ей кажется, что она оценивает
этот акт с отрицательной стороны, но прирожденное утверждение его властно порывается
сквозь все наносное и искусственное, сквозь строй мыслей, привитых и втиснутых в нее
внешней средой. При всяком половом общении других людей она чувствует и себя
участницей полового акта.
То же самое можно о «сознании виновности» у истеричек, которое мы уже подвергли
критическому разбору. Абсолютная мегера никогда не чувствует себя виновной. Женщина,
одержимая истерией в легкой степени, испытывает сознание вины только в присутствии
мужчин, что же касается женщины, сильно страдающей от истерии, то она сознает свою
виновность в присутствии того мужчины, который приобрел безраздельное господство над
ее внутренним миром. Чтобы доказать наличность сознания виновности у женщин, не
следует приводить в виде примера самобичевания флагелланток и кающихся грешниц. С
ними мы недалеко уйдем. Именно крайние формы, которые принимает здесь самонаказание,
бросает на них некоторую тень подозрения. Самобичевание в большинстве случаев
указывает лишь на то, что человек не поднялся над своим поступком, что он не берет его на
себя путем достижения сознания виновности. Это скорее попытка навязать себе извне
|