Navigation bar
  Print document Start Previous page
 177 of 217 
Next page End  

конце концов идентично потребности к бессмертию. Но кто высказывает что-либо о
каком-нибудь факте без истинного мужества утвердить какое-нибудь бытие, кому дана
внешняя форма суждения без внутренней, в ком, подобно женщине, нет правдивости, тот по
необходимости должен всегда лгать. Поэтому женщина всегда лжет, даже когда она
объективно высказывает истину.
Женщина сводничает. Единицы низшей жизни суть индивидуумы, организмы.
Единицы высшей жизни суть индивидуальности, души, монады, «мета-организмы» (термин
Гелленбаха, которого нельзя оставить без внимания). Каждая монада резко отличается от
другой. Одна так же далеко отстоит от другой, как только могут две вещи отстоять друг от
друга. У монад нет окон. Вместо этого они вмещают в себя весь мир. Мужчина, как монада,
как потенциальная или актуальная, т. е. гениальная индивидуальность, требует повсюду
различия и разъединения, иди-видуации и дифференцировки: наивный монизм присущ
исключительно женщине. Каждая монада представляет для себя замкнутое единство, нечто
цельное, но и чужое «я» является для нее такой же законченной цельностью, в которую она
не переходит. У мужчины есть границы – он утверждает их и хочет их иметь. Женщина,
которая совершенно не знает одиночества, также не в состоянии подметить и постичь
одиночества своего ближнего. Она не может отнестить к нему с известным вниманием и
уважением, признать его неприкосновенным. Для нее одинаково не существует ни
одиночества, ни множественности. Она знает одно только состояние безраздельного слияния
с окружающими. Женщина лишена своего «я», лишена и понятия «ты». На ее взгляд, «я» и
«ты» принадлежат к одной паре, составляют неразличимое единство. Вот почему женщина
умеет сводить, сводничать. Ее любовь, как и ее сострадание, кроют в себе одну и ту же
тенденцию: общность, состояние слитности.
Женщина нигде не видит границ своего «я», границ, которые она должна была бы
охранять от постороннего вторжения. На этом прежде всем покоится главное различие
между мужской и женской дружбой. Всякая мужская дружба есть попытка идти рука об руку
под знаком одной идеи, к которой оба друга, каждый в отдельности и в то же время сообща
стремятся. Женская же дружба есть торчание вместе и, что особенно важно, под знаменем
сводничества. Ибо только на сводничестве покоится единственная возможность более или
менее интимной и искренней дружбы между женщинами, поскольку они стремятся именно к
женскому обществу, не в целях одной только болтовни и не из материальных побуждений.
Если из двух девушек или женщин одна выдалась особенно красивой, то другая, некрасивая,
испытывает известное половое удовлетворение в том восхищении, которое выпадает на долю
красивой.
Поэтому основным условием дружбы между женщинами является полнейшее
отсутствие соперничества. Нет ни одной женщины, которая не сравнила бы себя физически с
другой тотчас же в момент знакомства. Только в случаях сильного неравенства и
безнадежной конкуренции некрасивая может восхищаться красивой, так как последняя
является Для нее ближайшим средством удовлетворить себя в половом отношении, причем
все это протекает совершенно бессознательно для обеих. Это именно так: некрасивая
чувствует себя участницей полового акта наравне с красивой, как будто бы она сама была на
ложе ее любви. В этом ясно связывается отсутствие личной жизни женщин,
сверхиндивидуальный смысл их сексуальности, наличность в ней влечения к сводничеству,
которое является основной чертой всего ее существа. Они и себя сводят, как других, себя – в
других. Самое незначительное, что требует даже наиболее некрасивая из женщин и в чем она
уже находит известное удовлетворение – это чтобы вообще кто-нибудь из ее пола
пользовался восхищением, являлся предметом вожделения.
В связи с этой слиянной жизнью женщины находится тот факт, что женщины никогда
не ощущают истинной ревности. Как ни низменны сами, по себе чувства ревности и жажды
мести, в них все же заключается нечто великое, к чему женщины неспособны, как
неспособны они вообще на все великое, как в сторону добра, так и в сторону зла. В ревности
лежит безумное притязание на мнимое право, а понятие права для женщины трансцендентно.
Hosted by uCoz