снова прибавив, люди то ограничивали их содержание, то снова расширяли подобно тому,
как старый, узкий избирательный закон под напором новых потребностей вынужден
развязывать один за другим свои путы. Но однако, в общем и целом, мы еще и до сих пор
уживаемся с этими понятиями, точно также как уживались с ними и в старину. Я говорю
здесь о понятиях: мужчина и женщина.
Правда, мы говорим о худощавых, тонких, плоских, мускулистых, энергичных,
гениальных «женщинах», о «женщинах» с короткими волосами и низким голосом, говорим
также о безбородых, болтливых «мужчинах». Мы даже признаем, что существуют
«неженственные женщины», «мужеподобные женщины» и «немужественные»,
«женственные» «мужчины». Во внимании к одной только особенности, которая еще при
рождении определяет принадлежность человека к тому или иному полу, мы решаемся даже
приписывать понятиям отрицающие их определения. Но подобное положение вещей
логически немыслимо
Кому не приходилось, в кругу ли друзей или в салоне, в научном или общественном
собрании, слушать или даже самому затевать горячие споры о «мужчинах и женщинах», об
«освобождении женщины. Это все разговоры и споры, в которых мужчины и женщины с
безнадежным постоянством противопоставляются друг другу, подобно белым и красным
шарам, которые лишены всяких различий между собою в пределах одного цвета! Не было
никогда попытки исследовать спорные пункты с точки зрения индивидуальной созданности
каждого из них, а так как каждый обладает индивидуальным опытом, то всякое соглашение,
естественно, оказывается немыслимым, как и во всех тех случаях, где различные вещи
обозначаются одним словом, где язык и понятие не покрывают друг друга. Неужели
женщины и мужчины, представляя собою две совершенно различные группы, являются
в пределах каждой группы чем-то однообразным, совпадающим во всех пунктах со всеми
прочими представителями этой группы. На этом именно и покоятся, большей частью
бессознательно, все решительно рассуждения о различиях между полами. Нигде в природе
мы не наблюдаем такого резкого разграничения. Мы видим, например, постепенные
переходы от металлов к неметаллам, от химических соединений к смесям, мы находим также
промежуточные формы между животными и растениями, между явнобрачными и
тайнобрачными, между млекопитающими и птицами. Ведь только из соображений всеобщей
практической потребности найти точку обозрения мира, мы подразделяем явления, проводим
между ними точные границы, вырываем арии из бесконечной мелодии естества. Но
разумное становится нелепым, благодеяние мукой Это также относится к понятиям
мышления, как и к унаследованным законам оборота Исходя из приведенных аналогий, мы и
в данном случае признаем совершенно невероятным предположение, что природа провела
резкую грань между всеми существами мужского рода с одной стороны, и существами
женского рода с другой В связи с этим невозможно охарактеризовать какое-либо существо,
как нечто, стоящее по ту или другую сторону этой пропасти. Даже грамматике, и той чужда
эта резкость. К бесконечным спорам о женском вопросе неоднократно привлекали анатома в
качестве верховного судьи. Он должен был разрешить спорное разграничение между
врожденными, а потому и неизменными свойствами мужского и женском душевного склада
и свойствами приобретенными.
(Довольно странно ставить разрешение вопроса об одаренности мужчины и женщины в
зависимость от анатомических выводов. Если здесь, действительно, не удастся установить
никакого различия между ними с помощью опыта, взятого из какой-либо другой сферы
человеческого бытия, то неужели могут какие-нибудь двенадцать лишних кубических
сантиметров мозга на одной стороне опровергнуть общий результат исследования). Но более
вдумчивые анатомы на вопрос о решительных критериях дают во всех случаях, идет ли речь
о мозге или о каком-либо другом органе нашего тела, следующий ответ, невозможно указать
на общие половые различия между всеми мужчинами и всеми женщинами, правда, у
большинства мужчин скелет руки совершенно иной, чем у большинства женщин, однако
невозможно с полной достоверностью определить пол не только по одним костям, но и
|