церкви Климента, сказал Саломее без той оптимистической мишуры, которую впоследствии
нашли для пола Павел и Лютер, следующее: смерть будет существовать до тех пор, пока
женщины будут рожать и правда сойдет не раньше, чем из двух не станет одного, из
мужчины и женщины третье, самосущее, что не есть ни мужчина, ни женщина.
* * *
Отправляясь от высшей точки зрения на проблему о женщине, как проблему о
человечестве, мы только теперь пришли к вполне обоснованному требованию воздержания
для обоих полов. Выводить его из вредных для здоровья последствий половых сношений
плоско. Мы предоставляем адвокатам тела защищать этот взгляд. Основывать его на
безнравственности наслаждения неправильно, так как мы таким образом вводим в этику
гетерономный мотив. Но уже Августину, проповедовавшему воздержание среди людей,
пришлось выслушать возражение, что в таком случае человечество в очень короткое время
исчезнет с лица земли. Это поразительное опасение, для которого самой страшной мыслью
представляется возможность вымирания рода, является не только выражением крайнего
неверия в индивидуальное бессмертие и в вечное существование нравственной личности.
Оно не только отчаянно иррелигиозно: им доказывается собственное малодушие и
неспособность жить вне стада.
Кто так думает, для того земля представляется в виде толкотни и суетни людей на ее
поверхности. Мысль о смерти пугает его меньше, чем мысль об одиночестве. Будь в нем
сильна бессмертная в себе нравственная личность, он нашел бы в себе достаточно мужества
смотреть этому выводу прямо в глаза. Этому человеку чужд страх физической смерти.
Отсутствие веры в вечную жизнь он не заменит жалким суррогатом ее: уверенностью в
дальнейшем существовании рода. Отрицание сексуальности убивает лишь физического
человека, и только его, но с тем, чтобы дать полное существование духовному человеку.
Поэтому забота о дальнейшем продолжении рода не может считаться долгом
нравственности, как это многие думают.
Этот взгляд насквозь проникнут бестыдной лживостью, которая до того бьет в глаза,
что я рискую показаться смешным, поставив следующий вопрос: совершал ли кто-нибудь
половой акт, руководствуясь тем соображением, что он обязан предотвратить гибель
человечества, или считал ли кто-нибудь когда-либо справедливым упрекнуть
целомудренного человека в безнравственности его поступков? Ни один человек не считает
своим долгом заботиться о продолжительном существовании человеческою рода это
известно всякому, кто серьезно и искренне подумал над этим вопросом. Но то, в чем человек
не видит своего непосредственного долга, не есть на самом деле его долг.
Напротив: безнравственно превращать человеческое существо в действие
определенной причины, представлять его чем-то обусловленным именно родительством.
Человек в глубочайшей основе своей лишен свободы и детерминирован несмотря на
наличность в нем свободы и спонтанности именно потому, что он возник только этим
безнравственным путем. Вечное существование человечества совершенно не в интересах
разума. Кто хочет дать человечеству вечное существование, тот хочет дать вечное
существование проблеме и вине, единственной вине, какая только существует. Конечной
целью является Божество и исчезновение человечества в Божестве. Целью является точное
разграничение между добром и злом, между «нечто» и «ничто». Моральное освещение,
которое пытались придать половому акту (и в котором он несомненно сильно нуждается)
путем фикции идеального coitus'a, преследующего якобы цели размножения человеческого
рода оказывается иллюзией, недостаточной защитой. Мотив, будто бы санкционирующий
и освещающий его, не только не может быть открыт в человеке в качестве императива, но с
нравственной точки зрения необходимо отвергнуть его самым решительным образом, ибо
человека, отцом или матерью которого мы становимся, совсем не спрашивают о согласии.
|