спрашивать: сколько мужчины или женщины заключено в этом человеке? Кто, он или она
данной особи сделал, сказал, подумал? Индивидуализированное описание всех людей всего
человеческого этим облегчается. Новый метод совпадает с указанным в введении
направлением всего исследования: всякое познание, исходя из общих средних понятий,
распространяется в двух противоположных направлениях, и не только в сторону более
широких понятий, но и к самому единичному, индивидуальному явлению. На этом основана
надежда, что принцип половых промежуточных форм явится самой сильной поддержкой для
неразрешенных еще научных проблем характерологии. Попытка возвысить этот принцип в
методическом отношении до степени геурес-тического (познавательного) основоположения
в «психологии индивидуальных различий», в «дифференцированной психологии» должна
быть поэтому оправдана Применение принципа к задачам характерологии, этой богатой
нивы совершенно научно не затронутой, разрабатываемой лишь исключительно
литературой, тем более нужно приветствовать, что он непосредственно касается всех
количественных ступеней явления, ведь и в психологии не следует бояться отыскивать то
процент-ное содержание М и Ж, которым обладает каждый индивидуум. Задача не
разрешается еще анатомическим ответом на вопрос о половом положении организма между
мужчиной и женщиной и, в общем, требует еще особого исследования, если бы даже в
частности замечалось более анатомических совпадении или отличий в половом отношении.
Справедливость такого утверждения вытекает уже из замечаний второй главы о
различиях в степени мужественности или женственности у отдельных частей тела и качеств
известного индивидуума.
Совместное существование мужественности и женственности в человеке не следует
понимать в смысле полной или приблизительной одновременности и того и другого
элемента. Здесь чрезвычайно важно прибавить одно замечание, являющееся не только
простым указанием на правильное психологическое применение принципа, но и
чрезвычайно значительным дополнением к прежним положениям.
Каждый человек колеблется (осцилирует) между мужчиной и женщиной. Колебания у
одного могут быть ненормально велики, у другого почти незаметны, тем не менее, они
всегда существуют и, если они значительны, всегда сказываются в изменяющейся
наружности. Эти колебания половой характеристики распадаются, подобно колебаниям
земного магнетизма, на правильные и неправильные. Правильные или очень малы
(например, некоторые люди чувствуют себя по вечерам более мужественными, чем утром),
или они принадлежат к числу огромных периодов органической жизни, на которые едва
только стали обращать внимание, исследование которых должно, по-видимому осветить еще
непредвидимую массу явлений. Неправильные колебания вызываются, по всей вероятности,
внешними воздействиями, прежде всего половыми характерами окружающей среды.
Несомненно, они обусловливают отчасти замечательные явления, играющие столь
значительную роль в психологии толпы и до сих пор еще плохо исследованные. Одним
словом, бисексуальность проявляется психологически не в один момент а лишь
последовательно в целом ряде моментов, причем совершенно безразлично, повинуется ли
это временное различие половой характеристики закону периодичности или нет, имеет ли
отклонение к одному полу иную амплитуду, чем отклонение к другому, или уклонения к
мужской и женской фазам равны (последний случай вовсе не обязателен, наоборот он только
один из бесчисленного множества возможных случаев).
Итак, можно принципиально, не прибегая к опыту, признать, что, принцип половых
промежуточных форм открывает возможность лучшего характерологического описания
индивидуумов, так как он побуждает отыскивать процентное отношение мужского и
женского начал в каждом отдельном индивидууме и определить угол колебаний, на которые
способен каждый человек. Мы подошли к вопросу, требующему немедленного разрешения,
так как от этого всецело зависит ход дальнейшего исследования. Сущность этого вопроса
заключается в том должно ли это исследование прежде всего измерить бесконечно богатую
область половых промежуточных форм, половое многообразие в духовной сфере и достичь,
|