Navigation bar
  Print document Start Previous page
 34 of 217 
Next page End  

Понятие эмансипации очень растяжимо. Увеличить его неястность было в интересах тех, кто
пользуясь словом, часто преследовал практические цели, не предпринимая теоретического
рассмотрения предмета. Под эмансипацией женщины я во все не понимаю таких, например,
фактов, как полное ведение домашнего хозяйства, причем супруг больше похож на
бессловесное животное, не причисляю сюда и храбрости пойти ночью без провожатого по
опасным местам. Не отношу я к эмансипации пренебрежения общепринятыми обычаями,
которые почти запрещают женщине жить одной, посещать мужчину, самой или другим в ее
присуствии затрагивать темы о половой любви. Сюда не относятся также попытки к
самостоятельному существованию, посещение университета, консерватории или
учительского института. Есть, вероятно, еще много фактов, которые без всякого разбора
прикрываются большим щитом эмансипационного движения. Эмансипация, которую я имею
в виду, не есть также желание добиться одинаковом положения с мужчиной. Для нашей
попытки осветить женский вопрос проблематично является лишь желание женщины
внутренне сравняться с мужчиной, достичь его духовной и нравственной свободы, его
интересов, его творческой силы. Я здесь буду утверждать, что у Ж нет никакой потребности
и сообразно с этим способности к пикой эмансипации. Все действительно стремящиеся к
эмансипации, все знаменитые и духовно выдающиеся женщины всегда выказывают
многочисленные мужские черты характера, а при более внимательном наблюдении в них
заметны анатомические мужские признаки, приближающие их к мужчине.
Только из числа явно выраженных половых промежуточных форм, можно сказать
половых средних ступеней, причисляемых обычно к «женщинам», выходят те женщины
прошлого и настоящего, имена которых приводят защитники (мужчины и женщины)
стремлений к эмансипации для доказательства женских способностей. Первая исторически
известная женщина, Сафо, отличается обратно половыми признаками. От нее даже исходит
обозначение половых сношений среди женщин сафическая, лесбийская любовь. Здесь видно,
как важны для нас выводы III и IV главы при решении женского вопроса. Находящийся в
нашем распоряжении характерологический материал о так называемых «значительных
женщинах», т.е. de facto эмансипированных, настолько темен, толкование его приводит к
такой массе возражений, что мы не надеемся с его помощью удовлетворительно решить
данный вопрос. У нас не было бы принципа, посредством которого можно, не допуская
двусмысленности, установить положение человека между М и Ж. Такой принцип найден,
однако, в законе полового прияжения между мужчиной и женщиной. Его применение к
проблеме гомосексуальности показало, что женщина, чувствующая половое влечение к
другой женщине – наполовину мужчина. Но этим для каждого отдельного исторического
случая уже доказан тезис, что степень эмансипированности женщины совпадает со степенью
ее мужественности. Сафо лишь начинает ряд женщин, внесенных в список женских
знаменитостей, и все они при этом или гомосексуальны, или, по крайней мере,
бисексуальны. Филологи ревностно старались очистить Сафо от подозрения в действительно
существовавших у нее любовных сношениях с женщинами и объяснить их простой дружбой,
как будто такой упрек, если б он был справедливым, мог быть оскорбителен для женщин в
нравственном смысле. Напротив, во второй части будет ясно доказано, что гомосексуальная
любовь гораздо более возвышает женщину, чем гетеросексуальная. Здесь пока достаточно
заметить, что склонность к лесбийской любви в женщине есть следствие ее мужественности,
а последняя является условием ее более высшей структуры. Екатерина II, шведская королева
Христина, на основании одного указания высокоодаренная слепая и глухонемая Лаура
Бриджмэн, безусловно Жорж Санд были отчасти бисексуальны частью даже исключительно
гомосексуальны, точно так же, как многие женщины и девушки с заметным дарованием, с
которыми я имел случай познакомиться.
Что касается большого числа тех эмансипированных женщин, относительно которых
нет никаких указаний об их склонности к лесбийской любви, то и здесь мы почти всегда
располагаем другими признаками, доказывающими, что когда я говорю о мужественности
всех женщин, имена которых с известным правом приводятся как доказательство женской
Hosted by uCoz