не проявляет никакого понимания гениальности, за исключением разве того случая, когда
оно направлено на живого еще носителя ее. Мужчина, наоборот, питает к этому явлению то
глубокое чувство, которое с такой яркостью и увлекательностью описано Карлейлем в его до
сих пор еще мало понятой книге «Hero-worship» (Почитание героев). В этом почитании
героев еще раз сказывается та особенность, что гениальность тесно связана с
мужественностью, что она является идеальной, потенциированною мужественностью.
Женщина лишена оригинальности сознания. Последнее она заимствует от своего мужа. Она
живет бессознательно, муж сознательно, сознательнее всех гений.
Глава V.
Дарование и память
Я начну о теории генид. С этой целью приведу следующее наблюдение. Как-то раз я
полумеханически отсчитывал страницы какой-то книги по ботанике и вместе с тем думал о
чем-то в форме гениды. Но уже в следующий момент я никак не мог вспомнить, о чем я
думал, как я думал, что именно стучалось в дверь моего сознания. Именно поэтому случай
этот представляется мне особенно поучительным, так как он типичен.
Чем пластичнее, чем более оформлен комплекс ощущений, тем его легче
воспроизвести. Ясность сознания есть первое условие воспоминания. Способность сохранить
в памяти испытанное ощущение прямо пропорциональна интенсивности сознания в момент
ощущения. «Этого я никогда в жизни не забуду», «я буду помнить всю свою жизнь», «это
никак не может исчезнуть из моей памяти» так говорит человек о таких явлениях, которые
его особенно сильно взволновали, о таких моментах, которые обогатили его разум новым
наблюдением. Но если сама возможность воспроизвести известные состояния сознания стоит
в прямом отношении к их расчлененности, то ясно, что не может существовать никакого
воспоминания об абсолютной гениде.
Так как одаренность человека растет вместе с расчлененностью всех его переживаний,
то отсюда непосредственно следует, что тот человек вспомнит с особенной отчетливостью
все свое прошлое, все, о чем он когда-либо думал, что видел и слышал, что чувствовал и
ощущал, кто духовно богаче и одареннее. Вместе с тем его воспоминания о фактах
минувшей жизни будут обладать большей достоверностью и живостью. Универсальная
память о всем пережитом поэтому является наиболее верным и самым общим признаком
гения. К тому же этот признак очень легко обосновать. Большой популярностью, особенно
среди кафересторанных литераторов, пользуется взгляд, что люди творчества совершенно
лишены памяти, так как они создают все новое. Так думают, вероятно, потому, что именно в
памяти лежит единственное условие творчества, условие, которому творцы вполне
удовлетворяют.
Положение необъятности и живости памяти у гениальных людей является для нас
догматическим выводом теоретической системы, лишенным пока нового подтверждения
данными опыта. Это положение, конечно, нельзя опровергнуть тем доводом, что
гимназический курс истории или неправильные греческие глаголы очень быстро забываются
и генинальными людьми. Не воспоминание пройденного, а память о пережитом вот
предмет наших рассуждений. То, что изучается для экзаменов, остается в памяти в самой
незначительной своей части, именно в той, которая вполне соответствует специальному
таланту школьника. Благодаря этому станет вполне понятным, что у маляра может быть
лучшая память на цвета, чем у величайшего философа. У самого ограниченного филолога
лучшая память о давно заученных аористах, чем у его коллеги, гениальнейшего из поэтов.
Тот факт, что экспериментальная психология испытывает память человека, заставляя его
заучивать всевозможные буквы, многозначные числа или бессвязные слова, самым
беспощадным образом обнаруживает всю свою безнадежность и беспомощность. Эта
беспомощность особенно ярко сказывается у людей, которые. вооружившись целым
арсеналом электрических батарей и сфигмографических аппаратов, не переставая кричать о
|