Navigation bar
  Print document Start Previous page
 66 of 217 
Next page End  

Слово «гений» изобрел, вероятно, человек, который меньше всего заслуживал этого
названия. Великим людям свойство гениальности не представляется ничем особенным. Им
придется долго размышлять над тем обстоятельством, что существуют и «негениальные»
люди. Весьма удачно по этому поводу заметил Паскаль: «Чем оригинальнее человек, тем
больше оригинальности он находит в других людях». Любопытно сопоставить с этим слова
Гете: «Возможно, что только гений в состоянии хорошо понять гения».
Существует, вероятно, очень мало людей, которые в жизни своей никогда не были
«гениальными». Если же, паче чаяния, этого никогда не было, то следует объяснить это
отсутствием подходящего случая: сильной страсти или сильного горя. Достаточно было бы
им пережить что-нибудь с некоторой интенсивностью, без сомнения, способность
переживать определяется чисто субъективными моментами, и тем самым они были бы хотя и
временно, «гениальны». Склонность к поэтическому творчеству во время первой любви
всецело относится сюда. И истинная любовь – дело случая.
Не следует забывать, что самые обыкновенные люди в состоянии сильного
возбуждения находят иногда такие слова, существование которых мы у них никогда не
предполагали. Большая часть того, что мы обозначаем просто словом «удачное выражение»
как в поэзии, так и прозе, покоится на том (вспомните наши замечание о процессе
просветления), что более одаренный человек предлагает свою мысль уже в просветленном,
расчлененном виде, в то самое время, когда мысль другого, менее одаренного человека,
находится еще только в состоянии гениды или близко от нее. Процесс просветления только
сокращается «удачным выражением», найденным другим человеком. Отсюда – наше
удовольствие по поводу всякого «удачного слова», даже когда оно найдено другим. Если два
неодинаково одаренных субъекта переживают одно и тоже, то у более одаренного это
переживание достигает такой интенсивности, что оно приближается вплотную к «порогу
словесной речи». У менее одаренного этим процесс облегчения только облегчается.
Если бы верен был взгляд, пользующийся колоссальной популярностью, что
гениальные люди отделены от негениальных толстейшей стеной, через которую ни один звук
не мог бы проникнуть из одного царства в другое, то следовало бы заключить, что
негениальный человек никогда не будет в состоянии понять гениального, что произведения
гения должны быть лишены всякого, даже самого ничтожного, влияния на негениального
человека. Все наши культурные надежды должны сосредоточиться на одном только
желании: чтобы это было не так. И в действительности так никогда и не бывает. Разница
лежит в меньшей интенсивности сознания, она – разница количественная, но не
принципиальная, качественная.
И наоборот. Мы видим очень мало разумного смысла в том, что люди мало ценят или
же совершенно не считаются с мнением молодых людей только потому, что они обладают
менее значительным опытом, чем старики. Есть люди, которые не усвоят ни одного ценного
опыта, если б они жили даже тысячу лет и больше. Такое отношение имеет смысл только к
людям, одинаково одаренным.
Гениальный человек уже с самого детства живет самой интенсивной жизнью. Чем он
гениальнее, тем дальше заходит его воспоминание о детстве, иногда, хотя в редких случаях,
оно простирается до третьего года его жизни. Обыкновенный же человек в состоянии
воспроизвести в своей памяти только события более зрелого своего возраста. Я знаю людей,
которые могут вспомнить лишь события, имевшие место только на восьмом году их жизни, а
о своей предыдущей жизни знают только то, что им другие рассказывали. Несомненно
существуют и такие люди, у которых первое интенсивное переживание относится к более
позднему периоду их жизни. Всем этим я не хочу еще сказать, то гениальность двух людей
определяется исключительно тем, что один помнит себя в раннем детстве, в то время, как
другой начинает себя помнить с двенадцати лет. Но в общем и целом это правило всегда
подтверждается.
Без сомнения, и у гениального человека протекает известное количество времени от
того момента, к которому относится его первое детское воспоминание, до того момента,
Hosted by uCoz