которые из пестрого разнообразия соединились бы в нечто замкнутое, непрерывное, течение
его жизни подобно ручейку. Жизнь гения это могучий поток, в котором стекаются самые
далекие воды, которые с помощью универсальной апперцепции принимает в себя все
отдельные моменты, не выбрасывая наружу ни одного. Это единственная непрерывность,
которая одна только убеждает человека в том, что он существует, необъятная у гения,
ограниченная в пределах отдельных моментов у среднего человека, совершенно
отсутствующая у женщины. Женщине представляется ее прошлая жизнь не в виде
неудержимого, непрерывного порывания и стремления, а в виде отдельных, совершенно
разъединенных пунктов.
Что это за пункты? Это именно те, к которым Ж по своей природе питает особенный
интерес. Вопрос о том, на что именно простирается этот интерес, мы выяснили уже во
второй главе. Кто вспомнит выводы этой главы, того не удивит следующий факт.
Ж располагает вообще только одним классом воспоминаний; эти воспоминания
связаны с половым влечением и размножением. Она помнит о своем любовнике и
ухаживателе, о своей брачной ночи, о своих детях, как и о своих куклах, о всех цветах
преподнесенных ей на балах, о цене, числе и величине букетов, о всякой спетой ей серенаде,
о всяком стихотворении, которое, как она воображает, посвящено ей, о каждой фразе
мужчины, который импонирует ей, и прежде всего она с особенной отчетливостью,
вызывающей в равной степени изумление, помнит каждый без исключения комплимент,
который был ей сделан когда-либо в жизни.
Это все, о чем истинная женщина может вспомнить из всей своей жизни.
Чего человек никогда не забывает, чего никак не может подметить это служит
надежным средством познания существа и характера его. В дальнейшем мы дольше
остановимся на вопросе о том, каково значение того факта, что Ж располагает только этими
воспоминаниями. Та памятливость, которую женщины проявляют с самого детства к
выражениям почета, чести и обходительности, чревата самыми важными последствиями для
решения нашего вопроса. Я прекрасно понимаю те возражения, которые мне могут
выставить против подобного ограничения женской памяти сферой половой жизни и жизни
рода я уже предвижу грозный поход женских школ против меня. На все это можно будет
ответить только впоследствии. Здесь же я опять напомню, что под памятью, которая является
действительным орудием психического познания индивидуальности, можно понимать
память о пройденном только тогда, когда пройденное вполне совпадает с пережитым.
Факт отсутствия непрерывности в психической жизни женщины может быть доказан
только в дальнейшем. Эту непрерывность не следует рассматривать как
спиритуалистический или идеалистический тезис введенный в целях исследования. В ней
нужно видеть определенный психологический факт, приложение, так сказать, к теории
памяти. Кроме того необходимо принять ясное и определенное отношение к самым спорным
вопросам философии и психологии для того, чтобы правильно решить вопрос о
непрерывности. Мимоходом я хотел бы указать на один факт, который некоторым образом
служит доказательством нашего положения об отношении непрерывности у женщин. Его
еще подметил Лотце, но в настоящее время он служит предметом всеобщего недоумения.
Женщина гораздо легче приспособляется к новым условиям быстрее ориентируется в новой
обстановке, чем мужчина. В процессе слияния с окружающей средой мы в мужчине видим
выскочку еще в то время, когда женщина уже успела преобразиться до того, что мы не
узнаем мещанка она или дворянка, дитя она жестокой нужды или дочь патриция. И этот факт
я постараюсь впоследствии подвергнуть всестороннему разбору, впрочем, само собой
понятно, почему только лучшие люди делятся с нами воспоминаниями из своей жизни
(впрочем, за исключением тех случаев, когда пишут автобиографию из тщеславия,
болтливости или из подражания другим). Далее понятно, почему я в этом вижу
подтверждение связи между памятью и дарованием. Это еще не значит, что всякий
гениальный человек должен непременно написать автобиографию. Для этого необходимы
специальные, более глубокие психологические условия. Но если человек написал
|