удерживает его от всякой лжи, представляется чем-то неизменным, независимым от времени.
Оно заключается в том, что в данный момент прошлый факт оживает в сознании с такой
яркостью, силой и отчетливостью, что не допускает никаких изменений в изложении этом
факта Оно является тем средоточием, в котором сходятся все наши разрозненные
переживания, в результате чего является наше беспрерывное бытие. Действие этого момента
сказывается в наличии чувства ответственности у людей. Оно ведет к раскаянию, сознанию
виновности. Иными словами, это «нечто» заставляет нас относить все прошедшее к чему-то
вечно единому, а потому существующему и в настоящем. Это чувство способно достигнуть
таких крупных успехов, на которые общественное мнение и судебные приговоры и
рассчитывать не могут. Оно влечет за собою человека совершенно независимого от всяких
социальных условий. Вот почему всякая моральная психология, которая считает мораль
порождением общественной жизни людей, в корне своем ложна. Общество знает только
понятие преступления, но не понятие греха. Оно налагает штраф, не для того, чтобы вызвать
раскаяние. Ложь карается уголовными законами, когда она проявляется в форме нарушения
присяги, т.е. когда влечет за собою общественный вред. Что касается заблуждения, то его до
сих пор не считают посягательством на существующий писаный закон. Социальная этика
находится в вечном страхе, что этический индивидуализм вредно отразится на интересах
ближних, а отсюда нескончаемые бредни об обязанностях человека к обществу и к 1500
млн. живых людей. Но подобное воззрение не расширяет, как ей хотелось бы думать, область
морали, наоборот, ограничивает ее самым недопустимым образом.
В чем заключается то, что возвышается над временем и изменчиостью? Что
представляет собою этот «центр апперцепции»?
Это не может быть менее значительно, чем то, что возвышает человека над самим
собою (как известной частью чувственном мира), приковывает его к порядку вещей, тому
порядку, который в состоянии постигнуть один только разум, для которого весь чувственный
мир предмет подчиненный. Это не что иное, как личность».
Самая величественная книга в мире «Критика практического разума», откуда и взяты
вышеприведенные слова, указала морали на «умопостигаемое» «Я», отличное от всякого
эмпирического сознания, как на своего единственного законодателя.
Этим мы привели исследование к проблеме субьекта. Она и составит предмет
ближайшего рассмотрения.
Глава VII.
Логика, этика, Я
Известно, что Давид Юм подверг критике понятие «я». Результаты ее сводятся к тому,
что понятие «я» является «пучком» различных «перцепций», находящихся в вечном
движении, в беспрерывном течении. Правда, понятие «я» благодаря Юму, сильно
скомпроментировано, но ведь он излагает свое воззрение с такой скромностью, в таких
безупречных выражениях. Не следует, по его мнению, обращать внимание на некоторых
метафизиков, которые склонны думать, что у них имеется какое-то другое «я». Он вполне
уверен, что сам он лишен какого бы то ни было я, а потому необходимо предположить, что и
все прочие люди не более, как пучки (о той паре чудаков он не решается что-либо
высказывать). Так заявляет мировой человек. В ближайшей главе будет показано, как его
ирония обращается против него же. То, что она получила такую известность, является
результатом всеобщей переоценки Юма, виною чему Кант. Юм выдающийся
эмпирический психолог, но его никак нельзя назвать гениальным, как это в большинстве
случаев делают. Правда, немного нужно для того, чтобы стать величайшим английским
философом, но и на это звание Юм не имеет ни малейшего права. И если Кант (несмотря на
«параллогизмы») a limine отверг спинозизм только на том основании, что люди согласно
этой теории являются акциденциями, а не субстанциями, и поставил крест над ним только в
силу подобной «нелепой» основной идеи, то я, по крайней мере, не решаюсь утверждать,
|