потребность доминирования.
Независимость. Это понятие относится к нашей потребности принимать самостоятельные
решения и достигать цели без помощи других. Выпускник средней школы, отказывающийся от советов,
какой колледж выбрать, таким образом выражает потребность независимости. Любое поведение,
предполагающее желание полагаться на свои собственные силы, отражает эту категорию потребностей.
Любовь и привязанность. Это понятие включает в себя потребность, чтобы вас принимали и
любили другие люди. Ярким примером является молодая женщина, которая тратит много времени и
усилий на заботу о друге-мужчине, надеясь, что он признается ей в любви.
Физический комфорт. Эта последняя категория включает в себя удовлетворение, связанное с
физической безопасностью, хорошим здоровьем и свободой от боли. Роттер указывает, что все другие
потребности приобретаются в результате их ассоциации с основными потребностями физического
здоровья и удовольствия. Поведение, ведущее к сексуальному удовлетворению, иллюстрирует
потребность физического комфорта.
Компоненты потребности
Роттер предполагает, что каждая категория потребностей состоит из трех основных
компонентов: потенциал потребности, ценность потребности и свобода деятельности (включая
минимальную цель). Эти три компонента аналогичны более специфическим концепциям потенциала
поведения, ценности подкрепления и ожидания. В сочетании они также создают основу роттеровской
формулы общего прогноза (обсуждаемой далее).
Потенциал потребности. Потенциал потребности относится к вероятности того, что данное
поведение приведет к удовлетворению определенной категории потребностей, такой как любовь и
привязанность. Примером потенциала потребности человека в любви и привязанности может служить
ситуация, когда человек приносит своей жене сладости, чтобы заслужить ее одобрение, или звонит
матери, чтобы узнать, как у нее дела в ответ на выражение ее привязанности. Функционально каждое
такое поведение сконцентрировано на получении любви и привязанности от значимых других.
Ценность потребности. Понятие ценности потребности определяется Роттером как средняя
ценность набора подкреплений. Напомним, что ценность подкрепления относится к относительному
предпочтению определенного подкрепления при равной вероятности всех подкреплений. Ценность
потребности расширяет это понятие, включая в него относительное предпочтение различных
подкрепляющих стимулов, связанных с шестью категориями потребностей, описанными ранее.
Рассмотрим, например, студента, который закончил среднюю школу и должен решить, посещать ли ему
колледж, искать ли работу, вступить ли в армию или в течение года путешествовать по стране. Если
наиболее ценным подкрепляющим стимулом для студента является социальный статус и мнение
других, подтверждающее его компетентность, можно сказать, что его ценность потребности выше всего
для подкреплений, связанных с признанием. Роттер полагает, что большинство людей демонстрируют
разумный уровень постоянства в своем предпочтении подкреплений, относящихся к какой-то из шести
категорий потребностей. Таким образом, для одного человека наиболее предпочтительной категорией
является потребность завоевать любовь и привязанность; для второго потребность быть свободным
от контроля других; для третьего потребность проявлять власть над другими.
Свобода деятельности и минимальная цель. Роттеровская концепция свободы деятельности
относится к ожиданию человека, что определенное поведение приведет к подкреплениям, связанным с
одной из шести категорий потребностей. Это отражает субъективную вероятность того, что
удовлетворяющие подкрепления появятся в результате выстраивания поведения. Например, если
человек полагает, что жена вероятней всего не проявит радости, когда он принесет конфеты, а его мать
отреагирует негативно на телефонный звонок, то можно сказать, что в этот момент у него низкая
свобода деятельности по отношению к любви и привязанности. С точки зрения Роттера, низкая свобода
деятельности вместе с высокой ценностью потребности приводит к сильной фрустрации индивида,
который чувствует себя неэффективным в достижении важных целей. В более широком смысле Роттер
утверждает, что плохая адаптация имеет место, когда человек присваивает высокую ценность
удовлетворению отдельной потребности, но имеет очень низкую свободу деятельности, то есть
невысокое ожидание успеха поведения, которое могло бы привести к удовлетворению этой
потребности.
Уровень минимальной цели относится к низшей точке, в которой подкрепление продолжает
восприниматься человеком позитивно. Иначе говоря, минимальная цель устанавливает разделительную
|