линию между теми поощрениями, которые являются позитивными подкрепляющими стимулами, и
теми, которые в какой-то степени являются наказанием. Так, для некоторых студентов «тройка» может
рассматриваться как подкрепление их минимальные цели низки в сфере потребности академической
успеваемости. И напротив, для других только оценка «пять» будет подкреплением можно сказать,
что они имеют более высокую минимальную цель, чем первые студенты. По Роттеру, при отсутствии
компетентности или навыков чрезвычайно высокий уровень минимальной цели увеличивает
возможность неудачи. Также и чрезвычайно низкий уровень минимальной цели уменьшает вероятность
выстраивания поведения, которое повысит компетентность или укрепит навык. С другой стороны,
Роттер отмечает, что ценность потребности становится столь высокой, что она имеет преобладающее
влияние на жизнь человека, исключая все остальное. Это может привести либо к искажению
действительности, либо к неспособности различать ситуации. Например, у человека может быть
настолько непреодолимая потребность нравиться, что он неразборчиво дарит дорогие подарки всем
знакомым. Несомненно, такое поведение будет рассматриваться другими как довольно странное.
Важно повторить концепцию плохой адаптации Роттера. Для него сочетание высокой ценности
потребности и низкой свободы деятельности это общая причина плохой адаптации. Тенденция
устанавливать явно завышенные цели способствует высокой ценности потребности и ведет к
неизбежной фрустрации и неудаче. У людей с плохой адаптацией также низка свобода деятельности,
потому что они ошибочно полагают, что у них нет навыков или информации, необходимой для
достижения их целей. Роттер считает, что люди с плохой адаптацией часто ищут достижения целей в
фантазиях или стараются защититься от риска потерпеть неудачу или избежать его.
Общая формула прогноза
Как указывалось выше, Роттер считает, что его основная формула ограничена прогнозом
специфического поведения в контролируемых ситуациях, где подкрепления и ожидания относительно
просты. Прогноз поведения в повседневных ситуациях, с его точки зрения, требует более обобщенной
формулы. Поэтому Роттер предлагает следующую модель прогноза (Rotter, 1982):
Потенциал потребности = свобода деятельности + ценность потребности
Это уравнение показывает, что два отдельных фактора определяют потенциал выстраивания
поведения, направленного на удовлетворение определенных нужд. Первый фактор . свобода
деятельности человека или общее ожидание, что данное поведение приведет к удовлетворению
потребности. Второй фактор ценность, которую человек придает потребности, связанной с
ожиданием или достижением каких-то целей. Проще говоря, роттеровская общая формула прогноза
означает, что человек склонен стремиться к целям, достижение которых будет подкреплено, и
ожидаемые подкрепления будут иметь высокую ценность. По мнению Роттера, при условии, что мы
знаем эти факты, возможен точный прогноз в отношении того, как будет вести себя человек.
Общая формула прогноза также подчеркивает влияние генерализованного ожидания, что
подкрепление будет иметь место в результате определенного поведения в разных ситуациях. Роттер
определил два таких генерализованных ожидания: локус контроля и межличностное доверие. Локус
контроля, обсуждаемый далее, это основа интернально-экстернальной шкалы Роттера, один из наиболее
широко используемых параметров самоотчета в исследовании личности.
Интернальный и экстернальный локус контроля
Большая часть исследований, которые были проведены в соответствии с теорией Роттера,
сосредоточивалась на личностной переменной, называемой локус контроля (Rotter, 1966, 1975). Являясь
центральным конструктом теории социального научения, локус контроля представляет собой
обобщенное ожидание того, в какой степени люди контролируют подкрепления в своей жизни. Люди с
экстернальным локусом контроля полагают, что их успехи и неудачи регулируются внешними
факторами, такими как судьба, удача, счастливый случай, влиятельные люди и непредсказуемые силы
окружения. «Экстерналы» верят в то, что они заложники судьбы. Напротив, люди с интернальным
локусом контроля верят в то, что удачи и неудачи определяются их собственными действиями и
способностями (внутренние, или личностные факторы). «Интерналы» поэтому чувствуют, что они в
большей степени влияют на подкрепления, чем люди с экстернальной ориентацией локуса контроля.
Хотя веру в экстернальный или интернальный контроль можно рассматривать как черту
личности в смысле индивидуальных различий, Роттер (Rotter, 1982) ясно показывает, что экстерналы и
|