но они постоянны в составе своей сферы. То есть, если явление относится к какой-то категории одного
конструкта, другие его характеристики фиксированы. Шаблонное мышление иллюстрирует этот тип
конструкта. Пример констелляторного мышления: «Если этот человек продавец автомобилей, он скорее
всего нечестен, жуликоват и умело обращается с клиентом». В этом примере нет места для иных
суждений об этом человеке. По определению, констелляторные конструкты ограничивают наши
возможности для альтернативных мнений; раз мы относим человека к данной категории, мы наделяем
его всеми соответствующими ей характеристиками.
Конструкт, оставляющий свои элементы открытыми для альтернативных конструкций,
называется предполагающим конструктом.
Этот тип конструкта прямо противоположен
упредительному и констелляторному конструктам, так как он позволяет человеку быть открытым для
нового опыта и принимать альтернативную точку зрения на мир. В этом случае трактовка кого-то как
продавца автомобилей, является настолько предполагающей, что другие его личные качества не
вытекают из нее. Следовательно, утверждающее мышление гибкое мышление. Индивид открыт для
нового опыта и может изменять существующие конструкты. Хотя есть соблазн интерпретировать
упредительный и констелляторный конструкты как нежелательные типы, а предполагающий конструкт
как желательный, Келли утверждал, что это не так. Если бы мы пользовались только
предполагающими конструктами, мы испытывали бы массу трудностей, так как не могли бы принимать
неотложные решения.
В качестве примера представим, что при игре в бейсбол мяч летит в вашу голову. Вы можете
начать интерпретировать мяч предположительно, рассматривая его со всех сторон. Но когда он ударит
вас по лицу, вы увидите, что куда лучше было бы при таких обстоятельствах интерпретировать мяч
упредительно (то есть решить, что мяч, который летит в вашу голову, это мяч, который летит в вашу
голову, и ничего больше). Однако Келли полагал, что если мы не хотим закостенеть интеллектуально,
мы должны включать предположительное мышление. Без него мы были бы обречены на неизменяемый,
шаблонный и нерезультативный способ осознания действительности. Таким образом, и упреждающие,
и констелляторные, и предположительные формы мышления необходимы для объяснения явлений,
вещей и людей. Предположительное мышление просто является противоположностью упредительному
и констелляторному способу осознания действительности.
Личностные конструкты можно классифицировать несколькими способами. Например, есть
всесторонние конструкты,
которые включают в себя относительно широкий спектр явлений, и
частные конструкты, включающие в себя небольшой диапазон явлений (то есть имеющие более узкий
диапазон возможностей). Есть основные конструкты,
которые регулируют основную деятельность
человека, и периферические конструкты,
которые могут меняться, не изменяя значительно основную
структуру. И наконец, некоторые конструкты являются жесткими,
то есть дающими неизменный
прогноз, а другие свободными, так как позволяют делать различные прогнозы при сходных условиях.
Личность: конструкт персонолога
Келли никогда не предлагал точного определения термина «личность». Однако он обсуждал эту
концепцию в одной статье, утверждая, что личность «наша абстракция деятельности человека и
последующая генерализация этой абстракции на все аспекты ее связи с другими людьми, знакомыми и
незнакомыми, а также с тем, что может представлять определенную ценность» (Kelly, 1961, p. 220-221).
Следовательно, Келли полагал, что личность есть абстракция, созданная персонологами из психических
процессов, которые они наблюдают и/или подразумевают в других. Это не отдельная реальность,
открытая ими. Кроме того, он утверждал, что личность по своей природе включена в межличностные
отношения человека. Соединив эти две идеи, можно дать более точное определение личности в теории
Келли, а именно: личность индивида представляет организованную систему более или менее важных
конструктов; человек использует личностные конструкты, чтобы интерпретировать мир переживаний и
предвидеть будущие события. Для Келли личность эквивалентна конструктам, используемым
индивидом в целях предвидения будущего. Чтобы понять другого человека, надо знать что-то о
конструктах, которые он использует, о событиях, включенных в эти конструкты, и о том, как они
соотносятся друг с другом. Короче, узнать личность значит узнать, как человек истолковывает свой
личный опыт.
Мотивация: кому она нужна
|