Navigation bar
  Print document Start Previous page
 292 of 402 
Next page End  

Психологи традиционно используют концепцию мотивации для того, чтобы объяснить два
аспекта поведения: а) почему люди ведут себя активно и б) почему их активность направлена на одно, а
не на другое. С точки зрения Келли, термин «мотивация» подразумевает, что люди по своей природе
статичны и действуют только тогда, когда их вдохновляет какая-то особая сила. Сам он отвергал
концепцию, что люди инертны или реактивны по природе и начинают действовать только под влиянием
внутренних или внешних сил. По Келли, у людей для мотивации нет иной причины, как только та, что
они живы (Kelly, 1958). Действительно, суть жизни — движение или развитие; люди представляют
собой одну из форм этого всепроникающего движения. Исходя из этого, не требуется специальной
концепции (например, влечения, потребности, инстинкты, поощрения, мотивы) для объяснения того,
что является причиной или мотивацией поведения человека.
Возражение Келли против использования концепции мотивации для объяснения поведения
пришло из его опыта практикующего психотерапевта. Как выяснилось, чтобы помочь пациентам, не
обязательно приписывать им какие-то мотивы. Мотивационные концепции — это интерпретация того,
что психотерапевты обнаруживают в поведении своих пациентов. Они могут быть полезны для
прогноза поведения (например, Памела ленива и поэтому, возможно, вовремя не закончит школу), но
они бесполезны для понимания человека и оказания помощи ему, потому что отражают взгляд
психотерапевта,
а не пациента. Далее Келли отмечал, что мотивационные утверждения в большей
степени характеризуют того, кто их высказывает, а не того, чьи мотивы обсуждаются: «Когда мы видим
человека, озабоченного поиском мотивов, обычно оказывается, что он один из тех, кто чувствует угрозу
со стороны коллег, и хочет поставить их на место» (Kelly, 1969, р. 77).
Келли характеризует современные теории мотивации и противопоставляет их своей точке зрения
следующим образом:
«Теории мотивации можно разделить на два типа — теории толчка и теории тяги. В теории
толчка можно найти такие термины, как влечение, мотив или даже стимул. В теории тяги используются
такие конструкты, как цель, ценность или потребность. Используя хорошо известную метафору — есть
теории сенных вил, с одной стороны, и теории моркови, с другой. Но наша теория не относится ни к
одной из них. Так как мы предпочитаем заглянуть в природу самого живого существа, нашу теорию,
вероятно, лучше всего назвать ослиной теорией» (Kelly, 1958, р. 50).
Теория личностных конструктов рассматривает человека в качестве активного и думающего
организма просто потому, что он живой. Следовательно, «мотивация» — это излишний конструкт.
Чем же, полностью отрицая мотивацию как движущую силу деятельности человека, Келли
объяснял ее направление? Ответ следует искать в его основном постулате, который мы обсудим в
следующем разделе.
Основной постулат и некоторые выводы из него
Формальная структура теории личностного конструкта очень лаконична, потому что Келли
развивал свои центральные принципы, используя один основной постулат и следующие из него 11
выводов. Сначала мы опишем основной постулат, а потом обсудим те выводы, которые дополняют
наше объяснение когнитивной позиции Келли.
Основной постулат
Оказывается, каждый персонолог имеет свой язык для описания поведения человека. Келли — не
исключение, и в этом можно убедиться на примере его основного постулата:
«Процессы личности —
это проложенные в психике каналы, в русле которых человек прогнозирует события» (Kelly, 1955, р.
46). Этот постулат образует основу теории Келли, так как в нем личность и поведение трактуются
совершенно иначе, чем в большинстве других направлений. Он является основным в формальной
системе Келли, поэтому, чтобы лучше его понять, давайте остановимся на нем подробнее.
Основной постулат гласит, что поведение определяется тем, как люди прогнозируют будущие
события. Иначе говоря, все поведение человека (мысли и поступки) направлено на прогноз событий.
Постулат также подразумевает, что Келли интересует человек как таковой, а не какие-то отдельные
аспекты его поведения (например, межгрупповые отношения). Выражение «процессы личности»
предполагает, что человек — это организм, находящийся в развитии, а не инертная субстанция, на
которую влияют бессознательные импульсы или побуждают к действию раздражители окружения
Hosted by uCoz