определяется переменными человека, ситуацией и их взаимным влиянием друг на друга. Тезис о том,
что поведение является функцией от взаимодействия человека и окружения, становится все более
популярным в психологии личности (Houts et al., 1986; Pervin, 1978; Snyder, Ickes, 1985). Обычно
описываемый как интеракционистский подход, он нигде так не очевиден, как в концепции Бандуры о
взаимном детерминизме. В соответствии с версией интеракционизма у Бандуры, человек, ситуация и
поведение входят в состав взаимозависимой и динамичной системы причин и следствий. В теории
социального научения Роттера также предполагается, что объяснение поведения человека требует
понимания взаимодействия людей со значимым для них окружением.
С позиций интеракционизма личность объясняется как гипотетический конструкт, который
«относится к особым формам поведения (включая познание и эмоции), которые характеризуют
адаптацию каждого индивида к ситуациям своей жизни» (Mischel, 1976, р. 2). Более того, переменные
человека представляют собой весь прошлый опыт, закодированный в центральной нервной системе,
который помогает индивиду эффективно справляться с требованиями современной жизни.
Ситуационные переменные, с другой стороны, представляют собой условия окружения, в котором
осуществляется поведение человека и которое ощутимо влияет на него. Последующая реакция может
колебаться от мысли или эмоции до какого-то внешнего действия. С точки зрения интеракционистского
направления, считается, что у человека имеется способность в значительной мере осуществить выбор
того окружения, в которое он входит, и того поведения, которое он выстраивает. Этот динамический
подход к пониманию того, как человек и окружение постоянно и обоюдно влияют друг на друга, дает
объяснение сложности поведения, очень отличное от того, что предлагается подходами,
ориентированными на человека или на ситуацию.
Существует много различных версий интеракционизма (Ozer, 1986). Тем не менее все больше
исследователей соглашаются, что интеракциональная модель личности дает самую лучшую систему для
адекватного объяснения поведения человека (Emmons et al., 1986; Endler, 1981). В частности, данный
подход применим для определения того, в какой степени сложное поведение регулируется
интеракциями, которые зависят и от ситуационных переменных, и от задатков. Интеракциональная
модель как минимум представляет очень нужную поправку в области психологии, которая до этого
сосредоточивалась на индивиде в целом, часто игнорируя взаимные связи между человеком и
постоянно меняющимися условиями его жизни. Более того, интеракционистский подход должен
расширить наши представления о том, в каких ситуациях решающую роль в выстраивании поведения
играют личностные характеристики, а в каких они не играют никакой роли. И наконец,
интеракционистское направление должно способствовать развитию теоретических конструктов,
которые будут более адекватно характеризовать общую экологическую ситуацию человека, так, чтобы
ее можно было принять во внимание в объяснении и прогнозе поведения (Bronfenbrenner, 1979; Jergen,
1982). Недавно, например, такие термины, как «ролевые задатки», «интерперсональные реактивные
системы», «ситуационные прототипы» и «поведенческое окружение» прокрались в лексику
персонологов.
Итак, мы полагаем, что в будущем направления психологических исследований, которые
рассматривают человека и окружение, «придут к согласию» друг с другом через взаимный компромисс.
Например, Мэри Джоунс будут рассматривать не только с позиций структуры ее Я-концепции и
личностной динамики, как ее традиционно изучали в прошлом, но также как председателя комитета,
потребителя товаров, отпускницу, школьного администратора и прихожанку. Вместо того, чтобы
описывать ее как одного человека с множеством профессиональных и социальных ролей, ее будут
изучать дома, на работе, на территории колледжа, в супермаркете и в церкви. Короче говоря, попытки
понять Мэри Джоунс будут отражать признание того, что многие важные аспекты ее поведения не
только влияют на то, как меняется ее жизненная ситуация, но также в большой степени зависят от
обоюдных отношений или интеракций между ее уникальными личностными особенностями и
ситуацией. Конечно, вопрос о том, как переменные человека и ситуационные факторы взаимодействуют
в процессе выстраивания поведения, является спорным и требует привлечения новых
исследовательских стратегий. Этому насущному эмпирическому вопросу, по всей вероятности, в
следующие годы будет уделено значительное внимание.
3. Изучение нейрофизиологических, биохимических и генетических основ личности
По всей вероятности, современный этап развития науки будет отмечен как век биологии и как
период, когда достижения поведенческой генетики, биохимии и нейрофизиологии повлияли на
|