Navigation bar
  Print document Start Previous page
 133 of 825 
Next page End  

фактическими сведениями о нем, стремясь добиться переоценки его установок. История болезни
используется Торном в целях как диагностики, так и терапии и способствует установлению контакта,
облегчению катарсиса,
ободрению больного и достижению инсайта.
К решению последней задачи
неосознаваемые компоненты переживаний не привлекаются.
Более активным приемом является терапевтическое использование конфликта. Там, где
социальной дезадаптации способствует низкая озабоченность больного создавшимся положением, могут
намеренно вводиться конфликты. Больного стимулируют к переосмыслению своих установок в
направлении реальности; целесообразна резкая конфронтация его с непоследовательностью поведения
и мотивации на изменение его в сторону большей адаптивности.
Степень директивности различна для каждого отдельного больного и варьируется от дружеского
участия до энергичной настойчивости. Торн признает, что термин «директивная психотерапия»
слишком ограничен и не дает достаточно полного представления о его методе, и призывает к
комплексности и интегративности психотерапевтического подхода.
ДИРЕКТИВНОЕ ГРУППОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НАЯВУ ДУБРОВСКОГО. Суггестивный
прием, реализуемый в бодрствующем состоянии. Методика предложена К. М. Дубровским для
«одномоментного снятия заикания». «Снятие заикания» проводится одномоментным императивным
внушением в группе, а достигнутые результаты закрепляются в последующих 3-4-кратных встречах с
врачом и логопедом. Как и другие одномоментные способы воздействия, широко применявшиеся
отечественными учеными для устранения заикания и при ликвидации постконтузионного сурдомутизма
(В. А. Гиляровский, А. М. Свядощ, В. М. Шкловский и др.), этот прием направлен на устранение
симптома, а не причины болезни. Используется как вспомогательное эффективное
психотерапевтическое воздействие, поскольку целью его применения является достижение хотя бы
кратковременного успеха, который убеждает больного в сохранности речи и способствует дальнейшему
лечению.
ДИРЕКТИВНОЕ И НЕДИРЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПСИХОТЕРАПЕВТА.
Поведение
психотерапевта во взаимоотношениях с пациентом может устойчиво или динамически проявляться в
ходе лечения в виде директивного и недирективного ролевого поведения. В каждый конкретный
момент лечебного процесса врач должен учитывать, с одной стороны, свои стратегические задачи, а с
другой — меняющиеся потребности, ожидания и установки пациента. Когда речь идет о директивном
поведении психотерапевта, то обычно описывают роли руководителя, учителя, опекуна, менеджера,
организатора лечебного процесса, в случае же недирективного поведения — партнера, консультанта,
эксперта, помощника. Данный аспект взаимоотношений «психотерапевт—пациент» отражает
распределение в этой диаде (аналогично в групповой психотерапии)
власти, а значит, и
ответственности за ход и результаты лечения.
При директивном поведении психотерапевта прежде всего используется общепризнанный,
социально обусловленный авторитет врача как специалиста для формирования взаимоотношений по
типу руководства, в котором психотерапевту принадлежит непосредственная власть. Руководство
отражает традиционную медицинскую модель отношений «врач—больной», при которой основное
значение придается влиянию врача на пациента. Психотерапевт занимает доминирующую, активную
позицию, а больной остается сравнительно пассивным, малоактивным. В этом случае пациенты из-за
их личностных особенностей или в связи с характером заболевания неспособны к самостоятельности,
они зависимы, ищут опеки, полностью полагаются на указания врача. Психотерапевт при такой форме
ролевого поведения должен осознавать, что этот авторитет не является выражением превосходства его
личности, а усиливает его возможности по оказанию помощи. При директивном поведении
психотерапевта он структурирует ход лечения, определяет обязанности и права пациента, требования
сотрудничества в терапии. Иногда он утверждается по отношению к больному в роли хорошего
родителя или авторитетного лица. Психологический механизм идентификации позволяет пациенту
усвоить необходимые конструктивные позиции, взгляды и способы поведения в жизненных ситуациях.
При директивной постановке вопросов врач создает свою структуру беседы и сам направляет ее ход,
намеренно затрагивает определенные темы в соответствии с разработанной стратегией. Каковы
границы влияния психотерапевта на больного при директивном стиле их общения? Разъяснения, советы
и рекомендации достаточно обоснованны, когда касаются медицинского аспекта болезни и лечения. Но
Hosted by uCoz