обоснованность их значительно уменьшается, когда на них влияют морально-ценностные ориентации
врача, которые могут быть иными, чем у пациента. Например, взгляд психотерапевта на проблемы брака
и семьи, выбора профессии или перемены работы может отражать его личный опыт, вызывая некоторое
искажение объективного видения проблем пациента и путей их решения. При этой форме ролевого
поведения врач использует внушение,
моделирование, тренинг,
положительное подкрепление для
формирования более зрелых способов восприятия, переживания и поведения. Примером может служить
поведение психотерапевта-бихевиориста, который составляет для пациента подробную программу
определенного поведения.
При проведении групповой психотерапии директивное поведение психотерапевта в общем
оценивается невысоко, особенно психологами. Оно формально определяется степенью его активности и
инициативности в ведении группы. Директивный психотерапевт планирует ход занятий,
самостоятельно устанавливает нормы функционирования группы и приводит их в исполнение, дает
советы и указания, осуществляет интерпретации.
Психотерапевт, относительно активный и
директивный в первой фазе функционирования группы, стремится создать безопасную атмосферу
новым, дезориентированным больным, привить им групповые нормы поведения. Усиление активности
и директивности оправданно во время использования психотерапевтических приемов.
Тенденция к негативной оценке директивного поведения в профессиональной среде связана, в
частности, с убеждением, что подобный стиль может замедлить достижение группой
самостоятельности, что является одним из основных условий ее успешного функционирования.
Существуют разнообразные способы, ограждающие группу от чрезмерного или преждевременного
вмешательства психотерапевта. Например, аналитики пассивно ждут спонтанного развития отношений
в группе; последователи школы Роджерса (Rogers С. R.) создают благоприятный, акцептирующий
климат, располагающий к самоэксплорации больных; специалисты по гештальт-терапии постоянно
побуждают больного к сознательному выбору и решению, предлагая ему определенное действие или
участие в терапевтическом упражнении.
Недирективное поведение врача включает все то, что в широком понимании составляет роль
психотерапевта. Он слушает, проявляет эмпатию,
гибок в своей тактике и с уважением относится ко
всем требованиям пациента, создает для него атмосферу безопасности. Такое поведение является
основой терапевтического союза, или рабочего альянса, в психодинамической психотерапии,
партнерства как формы неавторитарного сотрудничества в личностно-ориентированной
(реконструктивной) психотерапии. Эта форма взаимоотношений врача и больного труднее для них, чем
руководство, но более продуктивна, когда речь идет не о поддержке и укреплении личности пациента, а
о ее коррекции и изменении в направлении большей самостоятельности и ответственности в лечебном
процессе и при решении проблем собственной жизни. При недирективной постановке вопросов
преобладают темы, которые привносит больной. Психотерапевт ориентируется на сказанное пациентом
и при этом мысленно выделяет определенные аспекты, например эмоциональное переживание.
Недирективный групповой психотерапевт предоставляет участникам группы свободу выбора
тем и направлений дискуссий, не влияет на динамику действия, не навязывает исполнения норм. Он
использует преимущественно технику отражения и кларификации.
При этом неопределенность
высказываний врача побуждает больного к повышенной активности, благоприятствует проявлению в
его речи богатого психопатологического материала неконтролируемых и иррациональных мыслей и
чувств, важных с диагностической и терапевтической точек зрения. Недирективное поведение
психотерапевта наиболее ярко представляет триада (качеств психотерапевта) Роджерса эмпатия,
принятие и аутентичность.
Для психотерапевта широкой ориентации важно оптимальное и гибкое
сочетание этих двух полярных форм ролевого поведения, смена их в зависимости от особенностей
лечебного процесса.
ДИСЦЕНТНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ КОНДАША. Вариант поведенческой психотерапии,
разработанный словацким психологом Кондашом (Kondas О., 1976). Термин «дисцентный» происходит
от лат. discere узнавать, познавать. В отличие от традиционной терапии поведения, Д. п. К.
основывается на следующих основных принципах:
1. Касающихся развития и устранения расстройств:
1) признание значения психогенетических факторов;
|